⏳ 2019.11.04 (пн)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 21я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 3й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
4 ноября (22 октября)
• равноап. Аверкия Иерапольского (ок. 167)
• сщмч. Александра Адрианопольского, мч. Ираклия, мцц. Анны, Елисаветы, Феодотии, Гликерии (II–III)
• семи отроков Ефесских: свв. Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Ексакустодиана (Константина) и Иоанна (ок. 250; 408–450)
• иконы Божией Матери «Андрониковская» (1347)
• иконы Божией Матери «Казанская» (в память избавления от поляков в 1612)
• сщмчч. Серафима (Самойловича), Владимира (Соболева), Александра (Андреева), Василия (Богоявленского), Александра (Лебедева), прмчч. Германа (Полянского) и Мины (Шелаева) (1937)
• сщмчч. Николая (Богословского), Николая (Ушакова), прмч. Григория (Воробьева) (1937)
• обретение мощей сщмч. Никодима (Кононова) (2012)


☦️
Свя­той рав­ноап­о­столь­ный Авер­кий, епи­скоп Иера­поль­ский, чу­до­тво­рец, про­сла­вил­ся во II ве­ке во Фри­гии. Го­род Иера­поль те вре­ме­на на­се­ля­ли в ос­нов­ном языч­ни­ки. Свя­ти­тель мо­лил­ся Гос­по­ду о спа­се­нии их душ и об­ра­ще­нии к Ис­тин­но­му Све­ту. Явив­ший­ся Ан­гел по­ве­лел свя­то­му Авер­кию со­кру­шить идо­лов в язы­че­ском ка­пи­ще. С рев­но­стью ис­пол­нил свя­той по­ве­ле­ние Бо­жие. Услы­шав, что идо­ло­по­клон­ни­ки хо­тят умерт­вить его, свя­ти­тель при­шел на ме­сто на­род­ных со­бра­ний и от­кры­то об­ли­чил за­блуж­де­ния языч­ни­ков. Языч­ни­ки пы­та­лись схва­тить свя­ти­те­ля. В это вре­мя в тол­пе за­кри­ча­ли три бес­но­ва­тых юно­ши. На­род при­шел в за­ме­ша­тель­ство, свя­ти­тель же мо­лит­вой из­гнал из них бе­сов. Ви­дя юно­шей здо­ро­вы­ми, иера­поль­цы по­про­си­ли свя­ти­те­ля Авер­кия на­учить их хри­сти­ан­ской ве­ре, а по­том при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. По­сле это­го свя­ти­тель от­пра­вил­ся по со­сед­ним го­ро­дам и се­лам, ис­це­ляя боль­ных и бла­го­вест­вуя о Цар­ствии Бо­жи­ем. С про­по­ве­дью он обо­шел Си­рию, Ки­ли­кию, Ме­со­по­та­мию, по­се­тил Рим и вез­де об­ра­щал ко Хри­сту мно­же­ство лю­дей. Свя­ти­тель Авер­кий за свои ве­ли­кие тру­ды на­зван рав­ноап­о­столь­ным. Мно­го лет он ограж­дал Цер­ковь от ере­ти­ков, утвер­ждал хри­сти­ан в ве­ре, на­став­лял за­блуд­ших на ис­тин­ный путь, ис­це­лял боль­ных и ра­про­стра­нял сла­ву Хри­сто­ву.

☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Алек­сандр епи­скоп, Ирак­лий во­ин и же­ны Ан­на, Ели­са­ве­та, Фе­о­до­тия и Гли­ке­рия за ис­по­ве­да­ние Хри­ста умерщ­вле­ны в III ве­ке в Адри­а­но­по­ле. Этот век из­ве­стен как вре­мя рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ства сре­ди языч­ни­ков. Невзи­рая на го­не­ния, воз­двиг­ну­тые на хри­сти­ан, епи­скоп Алек­сандр без­бо­яз­нен­но об­ра­щал в свя­тую спа­си­тель­ную ве­ру и кре­стил мно­го языч­ни­ков. На­чаль­ник об­ла­сти, где жил свя­ти­тель, при­ка­зал во­и­нам пыт­ка­ми до­бить­ся от­ре­че­ния Алек­сандра от Хри­ста. Свя­ти­тель тер­пе­ли­во пе­ре­но­сил ужас­ные му­че­ния. По­ра­жен­ный этим, во­ин Ирак­лий уве­ро­вал во Хри­ста, за Ко­то­ро­го стра­дал епи­скоп Алек­сандр. Вслед за ним ис­по­ве­да­ли се­бя хри­сти­ан­ка­ми Ан­на, Ели­са­ве­та, Фе­о­до­тия и Гли­ке­рия.

☦️
Семь ефес­ских от­ро­ков: Мак­си­ми­ли­ан, Иам­влих, Мар­ти­ни­ан, Иоанн, Ди­о­ни­сий, Ек­са­ку­сто­ди­ан (Кон­стан­тин) и Ан­то­нин, жи­ли в III ве­ке. Свя­той Мак­си­ми­ли­ан был сы­ном ефес­ско­го гра­до­на­чаль­ни­ка, осталь­ные шесть юно­шей – сы­но­вья­ми дру­гих знат­ных ефес­ских граж­дан. Юно­ши бы­ли дру­зья­ми с дет­ства и все со­сто­я­ли на во­ен­ной служ­бе. Ко­гда им­пе­ра­тор Де­кий (249–251) при­был в Ефес, он по­ве­лел всем граж­да­нам явить­ся для при­не­се­ния жерт­вы язы­че­ским бо­же­ствам; непо­кор­ных же ожи­да­ли му­че­ния и смерт­ная казнь. По до­но­су ис­кав­ших рас­по­ло­же­ния им­пе­ра­то­ра к от­ве­ту бы­ли при­зва­ны и семь ефес­ских от­ро­ков. Пред­став пе­ред им­пе­ра­то­ром, свя­тые от­ро­ки ис­по­ве­да­ли свою ве­ру во Хри­ста. С них немед­лен­но бы­ли сня­ты зна­ки во­ин­ско­го от­ли­чия – во­ен­ные по­я­са. Од­на­ко Де­кий от­пу­стил их на сво­бо­ду, на­де­ясь, что они из­ме­нят ре­ше­ние за то вре­мя, по­ка он на­хо­дит­ся в по­хо­де. Юно­ши ушли из го­ро­да и скры­лись в пе­ще­ре го­ры Ох­лон, где про­во­ди­ли вре­мя в мо­лит­вах, го­то­вясь к му­че­ни­че­ско­му по­дви­гу. Са­мый млад­ший из них – свя­той Иам­влих, оде­ва­ясь в ни­щен­ское ру­би­ще, хо­дил в го­род и по­ку­пал хлеб. В один из та­ких вы­хо­дов в го­род он услы­шал, что им­пе­ра­тор вер­нул­ся и их ищут, чтобы пред­ста­вить на суд. Свя­той Мак­си­ми­ли­ан во­оду­ше­вил дру­зей вый­ти из пе­ще­ры и доб­ро­воль­но явить­ся на суд. Узнав, где скры­ва­ют­ся от­ро­ки, им­пе­ра­тор ве­лел за­ло­жить вход в пе­ще­ру кам­ня­ми, чтобы от­ро­ки умер­ли в ней от го­ло­да и жаж­ды. Двое из са­нов­ни­ков, при­сут­ство­вав­ших при за­му­ро­ва­нии вхо­да в пе­ще­ру, бы­ли тай­ны­ми хри­сти­а­на­ми. Же­лая со­хра­нить па­мять о свя­тых, они вло­жи­ли сре­ди кам­ней за­пе­ча­тан­ный ков­че­жец, в ко­то­ром на­хо­ди­лись две оло­вян­ные до­щеч­ки. На них бы­ли на­пи­са­ны име­на се­ми от­ро­ков и об­сто­я­тель­ства их стра­да­ний и смер­ти.
Но Гос­подь на­вел на от­ро­ков чуд­ный сон, про­дол­жав­ший­ся по­чти два сто­ле­тия. К то­му вре­ме­ни го­не­ния на хри­сти­ан пре­кра­ти­лись, хо­тя при свя­том бла­го­вер­ном ца­ре Фе­о­до­сии Млад­шем (408–450) яви­лись ере­ти­ки, от­вер­гав­шие вос­кре­се­ние мерт­вых во вто­рое при­ше­ствие Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. Од­ни из них го­во­ри­ли: «Как мо­жет быть вос­кре­се­ние мерт­вых, ко­гда не бу­дет ни ду­ши, ни те­ла, так как они уни­что­жат­ся?» Дру­гие утвер­жда­ли: «Толь­ко од­ни ду­ши бу­дут иметь воз­да­я­ние, так как невоз­мож­но те­лам вос­стать и ожить по­сле ты­ся­чи лет, ко­гда не оста­нет­ся от них и пра­ха». То­гда-то Гос­подь и от­крыл тай­ну ожи­да­е­мо­го вос­кре­се­ния мерт­вых и бу­ду­щей жиз­ни через Сво­их семь от­ро­ков.
Вла­де­лец участ­ка зем­ли, на ко­то­рой на­хо­ди­лась го­ра Ох­лон, на­чал ка­мен­ную по­строй­ку, и ра­бо­чие разо­бра­ли вход в пе­ще­ру. Гос­подь ожи­вил от­ро­ков, и они просну­лись слов­но от обык­но­вен­но­го сна, не по­до­зре­вая, что про­шло по­чти 200 лет. Те­ла их и одеж­ды бы­ли со­вер­шен­но нетлен­ны. Го­то­вясь при­нять му­че­ния, от­ро­ки по­ру­чи­ли свя­то­му Иам­вли­ху еще раз ку­пить им хле­ба в го­ро­де для под­креп­ле­ния сил. По­дой­дя к го­ро­ду, юно­ша по­ра­зил­ся, уви­дев на во­ро­тах свя­той крест. Услы­шав сво­бод­но про­из­но­си­мое Имя Иису­са Хри­ста, он стал со­мне­вать­ся, что при­шел в свой го­род. Рас­пла­чи­ва­ясь за хлеб, свя­той от­рок по­дал тор­гов­цу мо­не­ту с изо­бра­же­ни­ем им­пе­ра­то­ра Де­кия и был за­дер­жан, как скрыв­ший клад ста­рин­ных монет. Свя­то­го Иам­вли­ха при­ве­ли к гра­до­на­чаль­ни­ку, у ко­то­ро­го в то вре­мя на­хо­дил­ся Ефес­ский епи­скоп. Слу­шая недо­умен­ные от­ве­ты юно­ши, епи­скоп по­нял, что Бог от­кры­ва­ет через него ка­кую-то тай­ну, и сам от­пра­вил­ся вме­сте с на­ро­дом к пе­ще­ре. У вхо­да в пе­ще­ру епи­скоп вы­нул из гру­ды кам­ней за­пе­ча­тан­ный ков­че­жец и от­крыл его. Он про­чел на оло­вян­ных до­щеч­ках име­на се­ми от­ро­ков и об­сто­я­тель­ства за­му­ро­ва­ния пе­ще­ры по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра Де­кия. Вой­дя в пе­ще­ру и уви­дев в ней жи­вых от­ро­ков, все воз­ра­до­ва­лись и по­ня­ли, что Гос­подь через про­буж­де­ние их от дол­го­го сна от­кры­ва­ет Церк­ви тай­ну вос­кре­се­ния мерт­вых. Вско­ре сам им­пе­ра­тор при­был в Ефес и бе­се­до­вал с юно­ша­ми в пе­ще­ре. То­гда же свя­тые от­ро­ки на гла­зах у всех скло­ни­ли го­ло­вы на зем­лю и опять за­сну­ли, на этот раз до все­об­ще­го вос­кре­се­ния. Им­пе­ра­тор хо­тел каж­до­го из от­ро­ков по­ло­жить в дра­го­цен­ную ра­ку, но, явив­шись ему во сне, свя­тые от­ро­ки ска­за­ли, чтобы те­ла их бы­ли остав­ле­ны в пе­ще­ре на зем­ле. В ХII ве­ке рус­ский па­лом­ник игу­мен Да­ни­ил ви­дел в пе­ще­ре эти свя­тые мо­щи се­ми от­ро­ков.
Вто­рич­но па­мять се­ми от­ро­ков празд­ну­ет­ся 22 ок­тяб­ря. (По од­но­му пре­да­нию, ко­то­рое во­шло в рус­ский Про­лог, от­ро­ки вто­рич­но усну­ли в этот день; по за­мет­ке гре­че­ской Ми­неи 1870 го­да, они в пер­вый раз усну­ли 4 ав­гу­ста, а про­бу­ди­лись 22 ок­тяб­ря. Свя­тые от­ро­ки упо­ми­на­ют­ся и в служ­бе цер­ков­но­го но­во­ле­тия – 1 сен­тяб­ря).

☦️
Ан­д­ро­ни­ков­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, из­вест­ная так­же под име­на­ми Мо­нем­ва­сий­ской и Гре­че­ской, – ро­до­вая свя­ты­ня гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра Ан­д­ро­ни­ка III Па­лео­ло­га, по пре­да­нию, од­на из на­пи­сан­ных апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Лу­кой. По пер­во­му со­хра­нив­ше­му­ся до­ку­мен­таль­но­му сви­де­тель­ству об иконе, в 1347 го­ду Ан­д­ро­ник по­жерт­во­вал ее Мо­нем­ва­сий­ской оби­те­ли в Мо­рее, где она пре­бы­ва­ла до на­ча­ла XIX-го сто­ле­тия. По­сле на­па­де­ния на Гре­цию в 1821 го­ду ту­рец­ких войск, на­сто­я­тель мо­на­сты­ря, епи­скоп Ага­пий, пы­та­ясь спа­сти чу­до­твор­ную Ан­д­ро­ни­ков­скую ико­ну, скрыл­ся с нею в г. Патрас. Пе­ред смер­тью Ага­пий за­ве­щал эту свя­ты­ню сво­е­му род­ствен­ни­ку, рус­ско­му ге­не­раль­но­му кон­су­лу Н. И. Влас­со­пу­ло, сын ко­то­ро­го, А. Н. Влас­со­пу­ло, в 1839 го­ду пе­ре­слал ико­ну из Афин в Одес­су с пись­мом на Вы­со­чай­шее имя для пре­про­вож­де­ния ее в Пе­тер­бург им­пе­ра­то­ру Ни­ко­лаю Пав­ло­ви­чу. С 1839 по 12 мая 1868 го­да Ан­д­ро­ни­ков­ская ико­на на­хо­ди­лась в Зим­нем двор­це, а с 12 мая 1868 го­да по 16 ап­ре­ля 1877 г. – в Тро­иц­ком со­бо­ре, что на Пе­тер­бург­ской сто­роне. В 1877 го­ду чу­до­твор­ная ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в Ка­зан­ский жен­ский мо­на­стырь близ го­ро­да Выш­ний Во­ло­чок Твер­ской епар­хии. В 1984 г. ико­на бы­ла укра­де­на и ны­неш­нее ее ме­сто­на­хож­де­ние неиз­вест­но.
Ико­на изо­бра­жа­ет Бо­го­ро­ди­цу оплеч­но, без Мла­ден­ца. На шее Бо­жи­ей Ма­те­ри с пра­вой сто­ро­ны кро­во­то­ча­щая ра­на. В ниж­ней ча­сти ико­ны был при­де­лан фу­тляр, в ко­то­ром хра­нил­ся нож да­мас­ской ста­ли с ко­стя­ной ру­ко­я­тью, ко­то­рым ту­рок-ико­но­не­на­вист­ник на­нес удар иконе, по­сле че­го и по­яви­лась кро­во­то­ча­щая ра­на. К иконе при­ла­гал­ся так­же вы­ши­тый ви­зан­тий­ский герб (дву­гла­вый орел), под­твер­жда­ю­щий им­пе­ра­тор­ское про­ис­хож­де­ние об­ра­за.
Су­ще­ству­ет мно­же­ство чти­мых спис­ков Ан­д­ро­ни­ков­ской ико­ны.

☦️
(Большой текст)
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.
Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики – святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом († 1567; память 6 ноября).
Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.
Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.
Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.
Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский († 1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих.
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. За несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.
Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605–1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия – священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.
В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.
Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию (Пожарскому). Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.
Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.
Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.
В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.
В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
… Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год – как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь…

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Се­ра­фим, ар­хи­епи­скоп Уг­лич­ский (в ми­ру Са­мой­ло­вич Се­мён Ни­ко­ла­е­вич) ро­дил­ся 19 июля 1881 го­да в го­род Мир­го­род Пол­тав­ской гу­бер­нии.

В сво­ём ян­вар­ском 1929 го­да «По­сла­нии ко всей Церк­ви» Свя­ти­тель про­дол­жал об­ли­чать по­ли­ти­ку мит­ро­по­ли­та Сер­гия в тяж­ком гре­хе «увле­че­ния ма­ло­душ­ных и немощ­ных бра­тий на­ших в но­во­об­нов­лен­чество», за что вско­ре был вновь аре­сто­ван (фев­раль 1929 го­да) и при­го­во­рён к пя­ти го­дам ла­ге­ря. Но По­сла­ние Свя­ти­те­ля ши­ро­ко разо­шлось по всей стране и бы­ло опуб­ли­ко­ва­но в Бел­гра­де.
В за­клю­че­нии на Со­лов­ках Вла­ды­ка был на об­щих ра­бо­тах. Тас­кая кир­пи­чи на по­строй­ку зда­ния, Вла­ды­ка упал с ле­сов и пе­ре­ло­мал се­бе рёб­ра, ко­то­рые неудач­но срос­лись, что сде­ла­ло его ин­ва­ли­дом. В мар­те 1932 го­да он был осво­бож­дён из ла­ге­ря и со­слан на три го­да в Се­вер­ный край, где воз­гла­вил тай­ную Цер­ковь, ста­вил свя­щен­ни­ков, со­вер­шал по­стри­ги. По вос­по­ми­на­ни­ям ду­хов­ных чад, «он сла­бел те­лес­но, но ду­хом был твёрд. Он счи­тал, что в эпо­ху го­не­ний не долж­но быть цен­тра­ли­зо­ван­но­го Цер­ков­но­го Управ­ле­ния. Епи­скоп дол­жен управ­лять сам сво­ей епар­хи­ей.
При­мер­но в 1934 го­ду Вла­ды­кой бы­ло на­пи­са­но ещё од­но По­сла­ние, в ко­то­ром мит­ро­по­лит Сер­гий (Стра­го­род­ский) объ­яв­лял­ся за­пре­щён­ным в свя­щен­но­слу­же­нии за свою ан­ти­ка­но­ни­че­скую де­я­тель­ность, на­чи­ная с 1927 го­да. Для утвер­жде­ния это­го По­сла­ния в Ар­хан­гель­ске со­сто­ял­ся «ма­лый ка­та­комб­ный со­бор», ре­ше­ния ко­то­ро­го долж­ны бы­ли стать ос­но­вой для всех ссыль­ных епи­ско­пов и ду­хо­вен­ства. Су­ще­ству­ют све­де­ния, что Пат­ри­ар­ший За­ме­сти­тель мит­ро­по­лит Пётр (По­лян­ский) пи­сал из ссыл­ки, что Рос­сий­ские Прео­свя­щен­ные долж­ны са­ми на­ло­жить пре­ще­ние на мит­ро­по­ли­та Сер­гия за его ан­ти­ка­но­ни­че­ские де­я­ния.
В мае 1934 го­да Свя­ти­тель сно­ва был аре­сто­ван в Ар­хан­гель­ске по об­ви­не­нию в со­зда­нии но­вой «контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции сто­рон­ни­ков ис­тин­но-пра­во­слав­ной церк­ви» и при­го­во­рён к пя­ти го­дам ла­ге­рей. За­клю­че­ние от­бы­вал в Сус­лов­ском от­де­ле­нии «Си­б­ла­га». Вла­ды­ка был рас­стре­лян в ла­ге­ре 22 ок­тяб­ря (4 но­яб­ря н. ст.) 1937 го­да.

☦️
Бо­рис По­лян­ский, бу­ду­щий ар­хи­манд­рит Гер­ман, ро­дил­ся в г. Тирaспо­ле в 1901 го­ду в се­мье свя­щен­никa-мис­си­о­нерa. До за­кры­тия Зо­си­мо­вой пу­сты­ни он несколь­ко раз при­хо­дил в оби­тель, од­на­ко увлек­ся об­нов­лен­че­ством и лишь в 1924 го­ду под вли­я­ни­ем ар­хи­епи­ско­па Вар­фо­ло­мея (Ре­мо­ва) при­нес по­ка­я­ние в увле­че­нии об­нов­лен­че­ски­ми иде­я­ми.

В 1936 году от отца Германа пришло письмо, из намеков в котором близким стало ясно, что дело его пе­ре­смот­ре­но и срок добавлен. Дей­стви­тель­но, в 1936 году он был вновь осужден еще на пять лет и пе­ре­прав­лен в Си­б­лаг в Но­во­си­бир­ской области.

В ла­ге­ре отец Гер­ман не остав­лял сво­е­го пас­тыр­ско­го слу­же­ния. По­здрав­ляя с Пас­хой 1937 го­да сво­е­го ду­хов­но­го сы­на, школь­ни­ка Бо­ри­са Клу­шан­це­ва (пле­мян­ни­ка Зи­на­и­ды Чер­ко­вой), он пи­сал ему из за­клю­че­ния: «Для те­бя сей­час са­мое глав­ное – ра­зум­но и се­рьез­но по­чув­ство­вать всю си­лу на­шей ве­ры, ве­ры му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков. Но са­мое глав­ное – ис­по­ве­до­вать ве­ру в жиз­ни, чтобы серд­це­ви­на твоя бы­ла бы та­кая силь­ная и бла­гост­ная, чтобы не то что слы­шал­ся, а чтобы чув­ство­вал­ся – про­яв­лял­ся хрис­ти­а­нин». Бо­рис со­хра­нял ве­ру всю свою недол­гую жизнь – в 1941 го­ду в 19-лет­нем воз­расте он про­пал без ве­сти на За­пад­ном фрон­те Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны.
На­хо­дясь в за­клю­че­нии, ар­хи­манд­рит Гер­ман про­дол­жал свой пас­тыр­ский труд – тай­но кре­стил и за­сту­пал­ся за за­клю­чен­ных, хоть и знал, чем ему это гро­зит. В ок­тяб­ре 1937 го­да он был об­ви­нен в си­сте­ма­ти­че­ской контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции и при­го­во­рен к рас­стре­лу вме­сте с ар­хи­епи­ско­пом Се­ра­фи­мом (Са­мой­ло­ви­чем). Пре­по­доб­но­му­че­ник Гер­ман был рас­стре­лян в ла­ге­ре в день празд­но­ва­ния Кaзaнской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри 4 но­яб­ря 1937 го­да.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай Бо­го­слов­ский ро­дил­ся 3 мая 1875 го­да в се­ле Па­я­ни­цы Пет­ро­за­вод­ско­го уез­да Оло­нец­кой гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Бо­го­слов­ско­го. По окон­ча­нии Ка­зан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии в 1897 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил до 1918 го­да, ко­гда по­сту­пил в Ка­зан­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, ко­то­рую к то­му вре­ме­ни, несмот­ря на на­чав­ши­е­ся го­не­ния, су­мел со­хра­нить ее рек­тор, епи­скоп Ана­то­лий (Гри­сюк).
В 1921 го­ду о. Ни­ко­лай окон­чил ака­де­мию, но слу­жить в хра­ме стал толь­ко с 1925 го­да – сверх­штат­ным свя­щен­ни­ком Свя­то-Ду­хов­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Пет­ро­за­вод­ске. В 1926 го­ду отец Ни­ко­лай был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея, 30 ок­тяб­ря 1929 го­да утвер­жден штат­ным свя­щен­ни­ком со­бо­ра. В этом же го­ду. храм за­кры­ли, и все его ду­хо­вен­ство пе­ре­шло слу­жить в цер­ковь во имя ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны. Здесь отец Ни­ко­лай про­слу­жил до 1937 го­да, ко­гда бы­ло аре­сто­ва­но все ду­хо­вен­ство хра­ма. Свя­щен­ни­ки об­ви­ня­лись в со­зда­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы цер­ков­ни­ков. Про­то­и­е­рея Ни­ко­лая за­бра­ли 31 ав­гу­ста и за­клю­чи­ли в тюрь­му в Пет­ро­за­вод­ске.
До­про­сы на­ча­лись сра­зу же по­сле аре­ста и про­дол­жа­лись в те­че­ние двух ме­ся­цев. Толь­ко Бо­гу ве­до­мо, что при­шлось пе­ре­жить в усло­ви­ях нево­ли и му­чи­тельств про­то­и­е­рею Ни­ко­лаю, но он не под­пи­сал ни один из тех про­то­ко­лов след­ствия, в ко­то­рых сле­до­ва­тель тре­бо­вал при­зна­ния в вы­дви­ну­тых про­тив него об­ви­не­ни­ях в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. «Участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции я не яв­ля­юсь и о су­ще­ство­ва­нии та­кой ор­га­ни­за­ции мне ни­че­го неиз­вест­но», – за­явил отец Ни­ко­лай. 2 но­яб­ря 1937 го­ду трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­лая к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Бо­го­слов­ский был рас­стре­лян 4 но­яб­ря 1937 г. и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле в при­го­ро­де Пет­ро­за­вод­ска.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ми­на (в ми­ру Иван Вла­со­вич Ше­ла­ев) ро­дил­ся 15 сен­тяб­ря 1882 го­да в с. Пе­ре­све­то­во Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Отец его был вы­ход­цем из кре­стьян­ской се­мьи, но имея неза­у­ряд­ные при­род­ные спо­соб­но­сти тру­же­ни­ка и хо­ро­ше­го ор­га­ни­за­то­ра, со вре­ме­нем пе­ре­брал­ся в Моск­ву, где ор­га­ни­зо­вал сна­ча­ла ар­тель, а за­тем и неболь­шую фаб­ри­ку по про­из­вод­ству ба­хро­мы.

Про­то­кол до­про­са от 13 ян­ва­ря 1936 го­да:
«Со­вет­скую власть я при­знаю, но как ве­ру­ю­щий от­ри­ца­тель­но от­но­шусь к ме­ро­при­я­ти­ям со­вет­ской вла­сти по во­про­су за­кры­тия церк­вей, ко­то­рые за­кры­ва­ют­ся на­силь­ствен­ным об­ра­зом про­тив же­ла­ния ве­ру­ю­щих…»
По­ста­нов­ле­ни­ем Осо­бо­го Со­ве­ща­ния при На­род­ном Ко­мис­са­ре Внут­рен­них Дел СССР от 4 ап­ре­ля 1936 го­да все 27 аре­сто­ван­ных по это­му де­лу бы­ли при­го­во­ре­ны к раз­ным сро­кам за­клю­че­ния. Ар­хи­манд­рит Ми­на был осуж­ден на пять лет ИТЛ. 6 ап­ре­ля то­го же го­да с пер­вым от­хо­дя­щим эта­пом он в груп­пе осуж­ден­ных был на­прав­лен в г. Ма­ри­инск в рас­по­ря­же­ние на­чаль­ни­ка рас­пред­от­де­ле­ния Си­б­ла­га НКВД. Вме­сте со свя­щен­но­му­че­ни­ком Алек­сан­дром Ан­дре­евым, быв­шим на­сто­я­те­лем Скор­бя­щен­ской церк­ви г. Ря­за­ни, он был опре­де­лен для от­бы­ва­ния сро­ка на­ка­за­ния в Сус­лов­ское от­де­ле­ние ИТЛ За­пад­но-Си­бир­ско­го края.
Спу­стя пол­то­ра го­да, в сен­тяб­ре 1937 го­да, в Сус­лов­ском от­де­ле­нии Си­б­ла­га бы­ло воз­буж­де­но след­ствен­ное де­ло о су­ще­ство­ва­нии в ла­ге­ре контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы под ру­ко­вод­ством за­клю­чен­но­го здесь ар­хи­епи­ско­па Угличского Се­ра­фи­ма (Са­мой­ло­ви­ча). В ви­ну этой груп­пе вме­ня­лось са­бо­ти­ро­ва­ние ра­бот, контр­ре­во­лю­ци­он­ная и ре­ли­ги­оз­ная про­па­ган­да. По дан­но­му де­лу бы­ли при­вле­че­ны к от­вет­ствен­но­сти 15 че­ло­век. 12 из ко­то­рых по­ста­нов­ле­ни­ем «трой­ки» УНКВД Но­во­си­бир­ской об­ла­сти бы­ли при­го­во­ре­ны к рас­стре­лу. Сре­ди них свя­щен­но­му­че­ник Се­ра­фим (Са­мой­ло­вич), ар­хи­епи­скоп Уг­лич­ский; пре­по­доб­но­му­че­ник Ми­на (Ше­ла­ев), свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр Ан­дре­ев.
При­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние 22 ок­тяб­ря (4 но­яб­ря н.ст.) 1937 го­да.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­дим, епи­скоп Бел­го­род­ский (в ми­ру Алек­сандр Ми­хай­ло­вич Ко­но­нов) ро­дил­ся в 1871 го­ду в Ар­хан­гель­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. Род Ко­но­но­вых про­сле­жи­ва­ет­ся до XVII ве­ка, и в нем бы­ло мно­го за­ме­ча­тель­ных свя­щен­ни­ков — се­вер­ных мис­си­о­не­ров.

Всё вре­мя сво­ей ар­хи­пас­тыр­ской де­я­тель­но­сти вла­ды­ка был цер­ков­ным пес­но­твор­цем, он со­ста­вил ака­фи­сты пре­по­доб­ным Ни­ко­ди­му Ко­же­е­зер­ско­му, Три­фо­ну Пе­че­нег­ско­му и Иову Ущель­ско­му, Со­ло­вец­ко­му чу­до­твор­цу.
Ду­хов­ный пи­са­тель, цер­ков­ный ис­то­рик, вла­ды­ка Ни­ко­дим был ав­то­ром книг о по­движ­ни­ках Ар­хан­гель­ской и Оло­нец­кой зем­ли, а так­же яв­лял­ся од­ним из глав­ных со­ста­ви­те­лей мно­го­том­но­го тру­да «Жиз­не­опи­са­ния оте­че­ствен­ных по­движ­ни­ков бла­го­че­стия XVIII-XIX сто­ле­тий».

В 1919 го­ду, во вто­рой день празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва, Бел­го­род­ский вла­ды­ка пря­мо в ал­та­ре Тро­иц­ко­го со­бо­ра был аре­сто­ван крас­ным ко­мис­са­ром Са­ен­ко за про­по­ве­ди про­тив гра­бе­жа и на­си­лия.
По прось­бе ве­ру­ю­щих, тре­бо­вав­ших от­пу­стить вла­ды­ку, мест­ные че­ки­сты «осво­бо­ди­ли» его на один день, а про­сив­ших за него аре­сто­ва­ли. Од­ну из групп ве­ру­ю­щих, про­те­сто­вав­ших про­тив аре­ста епи­ско­па, воз­гла­ви­ла же­на свя­щен­ни­ка, на­чаль­ни­ца 2-й жен­ской гим­на­зии Ма­рия Дмит­ри­ев­на Ки­я­нов­ская, ко­то­рая бы­ла сра­зу же аре­сто­ва­на как «ру­ко­во­ди­тель­ни­ца контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­мон­стра­ции» и рас­стре­ля­на. На сле­ду­ю­щие сут­ки епи­скоп был по­втор­но аре­сто­ван.
Через 2 дня по­сле аре­ста по при­ка­зу ко­мис­са­ра Са­ен­ко епи­скоп Ни­ко­дим (Ко­но­нов) был тай­но рас­стре­лян и по­хо­ро­нен в об­щей мо­ги­ле за го­ро­дом.
По­сле взя­тия Бел­го­ро­да Доб­ро­воль­че­ской Бе­лой ар­ми­ей (через пол­го­да по­сле рас­стре­ла епи­ско­па), мо­ги­ла свя­щен­но­му­че­ни­ка Ни­ко­ди­ма бы­ла вскры­та. Ме­ди­цин­ский осмотр остан­ков уста­но­вил, что кро­ме на­ли­чия несмер­тель­ной ог­не­стрель­ной ра­ны в гру­ди свя­ти­те­ля, име­ет­ся про­лом че­ре­па от уда­ра тя­же­лым ту­пым пред­ме­том, огром­ный кро­во­под­тек в верх­ней ча­сти го­ло­вы и про­лом гор­тан­ных хря­щей от ду­ше­ния ру­ка­ми.
Свя­тым остан­кам вла­ды­ки Ни­ко­ди­ма бы­ли воз­да­ны долж­ные по­че­сти, их по­греб­ли в Свя­то-Тро­иц­ком муж­ском мо­на­сты­ре близ ра­ки свя­ти­те­ля Иоаса­фа Бел­го­род­ско­го.

Жития
Писание