⏳ 2019.11.03 (вс)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 20я неделя (вс.) после Пятидесятницы (глас 3й)
• воскресенье

☀️ неподвижный годовой круг:
3 ноября (21 октября)
• мчч. Дасия, Гаия и Зотика (303)
• прп. Илариона Великого (371–372)
• прп. Илариона Печерского (XI)
• перенесение мощей свт. Илариона Меглинского (1206)
• прпп. Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412)
• прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476)
• сщмчч. Павлина (Крошечкина), Аркадия (Ершова), Анатолия (Левицкого), Никандра (Чернелевского), мч. Киприана (Анникова) (1937)
• сщмч. Дамиана (Воскресенского) (1937)
• сщмчч. Константина (Чекалова), Сергия (Смирнова), Василия (Никольского), Феодора (Беляева), Владимира (Введенского), Николая (Раевского), Иоанна (Козырева), Василия (Козырева), Александра (Богоявленского), Димитрия (Троицкого), Алекси́я (Москвина), Сергия (Казанского), Иоанна (Мельницкого), прмчч. Софрония (Несмеянова), Неофита (Осипова) (1937)
• прмц. Пелаги́и (Тестовой), инокини (1944)


☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Да­сий, Га­ий и Зо­тик при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну в 303 го­ду, при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане (284–305), за раз­ру­ше­ние идоль­ско­го ка­пи­ща. По­сле ис­тя­за­ний свя­тых му­че­ни­ков уто­пи­ли в мо­ре.

☦️
Пре­по­доб­ный Ила­ри­он Ве­ли­кий ро­дил­ся в 291 го­ду в па­ле­стин­ском се­ле­нии Та­ва­фа. Его по­сла­ли для изу­че­ния на­ук в Алек­сан­дрию, где он по­зна­ко­мил­ся с хри­сти­а­на­ми и при­нял Свя­тое Кре­ще­ние. Услы­шав об Ан­гель­ской жиз­ни пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го (па­мять 17 ян­ва­ря), Ила­ри­он от­пра­вил­ся к нему, чтобы на­учить­ся уго­ждать Бо­гу. Вско­ре Ила­ри­он воз­вра­тил­ся на ро­ди­ну. Ро­ди­те­ли его уже умер­ли. Раз­дав иму­ще­ство род­ствен­ни­кам и ни­щим, Ила­ри­он по­се­лил­ся в пу­стыне око­ло го­ро­да Ма­и­ума. Пре­по­доб­ный уси­лен­но бо­рол­ся с нечи­сты­ми по­мыс­ла­ми, сму­щав­ши­ми ум и рас­па­ляв­ши­ми плоть, по­беж­дая их тя­же­лым тру­дом, по­стом и при­леж­ной мо­лит­вой. Дья­вол устра­шал свя­то­го при­зра­ка­ми и при­ви­де­ни­я­ми. Во вре­мя мо­лит­вы свя­той Ила­ри­он слы­шал плач де­тей, ры­да­ние жен­щин, рев львов и дру­гих зве­рей. Пре­по­доб­ный по­ни­мал, что эти ужа­сы на­во­дят бе­сы, чтобы про­гнать его из пу­сты­ни, по­это­му пе­ре­си­ли­вал страх с по­мо­щью усерд­ной мо­лит­вы.
Од­на­жды на пре­по­доб­но­го Ила­ри­о­на на­па­ли раз­бой­ни­ки, и он си­лой сво­е­го сло­ва убе­дил их оста­вить пре­ступ­ную жизнь. Ско­ро о свя­том по­движ­ни­ке узна­ла вся Па­ле­сти­на. Гос­подь да­ро­вал пре­по­доб­но­му Ила­ри­о­ну власть из­го­нять нечи­стых ду­хов. Этим бла­го­дат­ным да­ром он осво­бо­дил от уз мно­го недуж­ных. Боль­ные при­хо­ди­ли для ис­це­ле­ния, и пре­по­доб­ный вра­че­вал бо­лез­ни бес­плат­но, го­во­ря, что бла­го­дать Бо­жия не про­да­ет­ся. Через обо­ня­ние свя­той узна­вал, ка­кой стра­стью одер­жим тот или иной че­ло­век. При­хо­ди­ли к пре­по­доб­но­му Ила­ри­о­ну и же­ла­ю­щие спа­сать свою ду­шу под его ру­ко­вод­ством. С бла­го­сло­ве­ния пре­по­доб­но­го по всей Па­ле­стине на­ча­ли воз­ни­кать мо­на­сты­ри. Пе­ре­хо­дя из од­ной оби­те­ли в дру­гую, он утвер­ждал в них стро­гий по­движ­ни­че­ский об­раз жиз­ни. За семь лет до кон­чи­ны († 371–372) пре­по­доб­ный Ила­ри­он по­се­лил­ся на Ки­п­ре, где под­ви­зал­ся в пу­стын­ном ме­сте, по­ка Гос­подь не при­звал его к Се­бе.

☦️
В жи­тии пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Фе­о­до­сия, игу­ме­на Пе­чер­ско­го мо­нас­ты­ря, о пре­по­доб­ном Ила­ри­оне ска­за­но: «Чер­нец Ла­ри­он по вся дни и но­щи пи­са­ше кни­ги в кел­лии пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Фе­о­до­сия, оно­му Псал­тирь по­ю­щу усты ти­хо, ру­ка­ми же пря­ду­щу вол­ну, или ино что де­ла­ю­щу». В «Ска­за­ни­ях о жи­ти­ях свя­тых, в пе­ще­ре пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия по­чи­ва­ю­щих» опи­сы­ва­ет­ся пре­по­доб­ный Ила­ри­он так: «Пре­по­доб­ный Ила­ри­он схим­ник та­ко­го воз­дер­жа­ния был, иже в неде­лю раз толь­ко и то ма­ло что едал, рев­ну­ю­чи пре­по­доб­но­му Фе­о­до­сию, бо и со­жи­тель его был, мо­литв же и мо­ле­ний мно­го, день и нощь, с ко­ле­но­пре­кло­не­ни­ем и сле­за­ми тво­ря­ше, уго­дил Гос­по­ду Бо­гу». В жи­тии же пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия по­вест­ву­ет­ся еще, что упо­мя­ну­тый Ила­ри­он от­кры­вал­ся пре­по­доб­но­му Несто­ру, как ис­ку­ша­ли его бе­сы и как пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий ча­сто уве­ще­вал его тер­петь эти ис­ку­ше­ния и сво­и­ми мо­лит­ва­ми из­ба­вил его от них. Пре­по­доб­ный Ила­ри­он под­ви­зал­ся в XI ве­ке. Имя пре­по­доб­но­го Ила­ри­о­на, как уче­ни­ка пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия, упо­ми­на­ет­ся в об­щей служ­бе пре­по­доб­ным Даль­них пе­щер (4-я песнь ка­но­на). Мо­щи его по­чи­ва­ют в Фе­о­до­си­е­вых (Даль­них) пе­ще­рах, по­это­му и па­мять его со­вер­ша­ет­ся сов­мест­но с пре­по­доб­ны­ми упо­мя­ну­тых пе­щер 28 ав­гу­ста. А 21 ок­тяб­ря па­мять его со­вер­ша­ет­ся, ве­ро­ят­но, ра­ди те­зо­име­нит­ства его пре­по­доб­но­му Ила­ри­о­ну Ве­ли­­ко­му († 372).

☦️
Свя­ти­тель Ила­ри­он по­лу­чил хо­ро­шее хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние. На 18-м го­ду жиз­ни он оста­вил мир и ушел в мо­на­стырь, где вско­ре за доб­ро­де­тель­ную и стро­гую жизнь был из­бран на­сто­я­те­лем. За­бо­тясь о спа­се­нии вве­рен­ных ему душ, он неустан­но при­зы­вал ино­ков не те­рять до­ро­го­го вре­ме­ни, пред­на­зна­чен­но­го для спа­се­ния. Осо­бен­но на­стой­чи­во ис­ко­ре­нял Ила­ри­он пьян­ство. В 1134 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Меглин­ско­го. В это вре­мя в Бол­га­рии рас­про­стра­ни­лась бо­го­миль­ская ересь. Ере­ти­ки при­дер­жи­ва­лись лож­но­го уче­ния, по ко­то­ро­му доб­ро и зло яв­ля­ют­ся са­мо­сто­я­тель­ны­ми на­ча­ла­ми, меж­ду ко­то­ры­ми про­ис­хо­дит борь­ба. Свя­ти­тель Ила­ри­он с апо­столь­ской рев­но­стью и усерд­ной мо­лит­вой встал на борь­бу с лже­уче­ни­ем. Он неуто­ми­мо об­ли­чал ересь бо­го­милов, сни­мая с них ли­це­мер­ную ли­чи­ну бла­го­че­стия. Опро­вер­гая уче­ние ере­ти­ков, свя­ти­тель го­во­рил: «Вы во­все не хри­сти­ане, ибо враж­ду­е­те про­тив Кре­ста Хри­ста Спа­си­те­ля, не при­зна­е­те Бо­га Еди­на­го, по­но­си­те древ­нее От­кро­ве­ние (Вет­хий За­вет), чти­мое хри­сти­а­на­ми. Про­стых лю­дей вы об­ма­ны­ва­е­те ли­це­мер­ной кро­то­стью, а ис­пол­не­ны гор­до­сти. Не мо­жет быть ис­тин­но­го бла­го­че­стия в тех, кто не при­зна­ет в се­бе сер­деч­ной пор­чи и не ис­пра­ши­ва­ет бла­го­да­ти Бо­жи­ей мо­лит­вой и сми­ре­ни­ем. Злые мыс­ли, за­висть, тще­сла­вие, су­ет­ность, ко­вар­ство, ложь – не де­ло зло­го ве­ще­ства в че­ло­ве­ке и не по­беж­да­ют­ся по­стом. Они плод са­мо­лю­бия и по­то­му для ис­ко­ре­не­ния тре­бу­ют ду­хов­ных по­дви­гов».
Мно­гие ере­ти­ки по­сле свя­ти­тель­ско­го на­зи­да­ния оста­ви­ли лже­уче­ние и вер­ну­лись в ло­но Свя­той Церк­ви. Так же неуто­ми­мо и успеш­но бо­рол­ся свя­ти­тель Ила­ри­он с про­ник­но­ве­ни­ем в Бол­га­рию ере­си ар­мян-мо­но­фи­зи­тов, при­зна­вав­ших во Хри­сте толь­ко од­ну при­ро­ду. Пре­ста­вил­ся свя­ти­тель в 1164 го­ду.

☦️
Неиз­вест­ные по про­ис­хож­де­нию пре­по­доб­ные Фе­о­фил и Иа­ков несколь­ко вре­ме­ни под­ви­за­лись на ост­ро­ве Ко­нев­це, вме­сте с пре­по­доб­ным Ар­се­ни­ем Ко­нев­ским (па­мять 12/25 июня), и, мо­жет быть, там они на­ча­ли свои ино­че­ские тру­ды.
За­тем в 1395 или 1396 го­дах оба по­движ­ни­ка оста­ви­ли Ко­не­вец и пе­ре­шли на реч­ку Ому­чу. Здесь, в окру­ге Де­мян­ско­го по­го­ста, в 65 вер­стах от го­ро­да Пор­хо­ва они ос­но­ва­ли пу­стынь в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. Ос­но­ва­те­лем оби­те­ли по­чи­тал­ся пре­по­доб­ный Фе­о­фил, су­дя по то­му, что она на­зы­ва­лась Фе­о­фи­ло­вой пу­сты­нью, то­гда как пре­по­доб­ный Иа­ков был ее устро­и­те­лем. Пре­ста­ви­лись пре­по­доб­ные в на­ча­ле XV сто­ле­тия, око­ло 1412 го­да. День кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Иа­ко­ва неиз­ве­стен, пре­по­доб­ный же Фе­о­фил пре­ста­вил­ся 29 де­ка­б­ря. Празд­но­ва­ние пре­по­доб­ным мест­ное. Свя­тые мо­щи угод­ни­ков Бо­жи­их по­чи­ва­ют под спу­дом, в хра­ме Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри.

☦️
Пре­по­доб­ный Ила­ри­он Пско­во­е­зер­ский был уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на Псков­ско­го, ос­но­ва­те­ля Спа­со-Еле­аза­ров­ско­го мо­на­сты­ря.
Пре­по­доб­ный Ила­ри­он Гдов­ский был од­ним из мо­лит­вен­ни­ков-пу­стын­но­жи­те­лей. В XV–XVI ве­ках в раз­ных угол­ках Псков­ско­го края воз­ни­ка­ли ски­ты пу­стын­но­жи­те­лей, ко­то­рые в по­ис­ках без­мол­вия уеди­ня­лись от лю­дей в глу­хой пу­сты­ни, сре­ди ле­са, бо­лот и мхов. Не зря Псков­скую об­ласть, пол­ную древ­них ски­тов и мо­на­сты­рей, пра­во­слав­ные на­зы­ва­ют Па­ле­сти­ной.
Та­кое же ме­сто для мо­лит­вы вы­брал пре­по­доб­ный: тер­ри­то­рию дре­му­че­го Со­ро­ко­во­го бо­ра око­ло Чуд­ско­го озе­ра, на пу­стын­ном ост­ро­ве ре­ки Жел­ча (се­го­дня Гдов­ский рай­он). Пу­стын­ник пи­тал­ся тра­ва­ми и ко­ре­нья­ми, очи­щая ум ду­хов­ным со­зер­ца­ни­ем и пре­бы­вая в неустан­ной борь­бе с неви­ди­мы­ми ду­ха­ми.
В 1460 го­ду он ос­но­вал на бе­ре­гу ре­ки Жел­чи, неда­ле­ко от Гдо­ва, Озер­ский По­кров­ский мо­на­стырь. Оби­тель на­хо­ди­лась на гра­ни­це с Ли­вон­ским ор­де­ном, по­это­му ино­ки по­сто­ян­но пре­тер­пе­ва­ли на­па­де­ния во­ин­ствен­но­го ор­де­на. Несмот­ря на труд­ные усло­вия и недо­ста­ток средств, пре­по­доб­ный Ила­ри­он утвер­дил в мо­на­сты­ре вы­со­кое бла­го­че­стие. Вме­сте с тем ве­лись боль­шие ра­бо­ты по укреп­ле­нию и бла­го­устрой­ству оби­те­ли.
При сво­ей жиз­ни пре­по­доб­ный Ила­ри­он нес по­двиг столп­ни­че­ства – мо­лил­ся в дуп­ле де­ре­ва. До сих пор эта сос­на со­хра­ня­ет­ся в ча­совне неда­ле­ко от са­мой По­кров­ской церк­ви. Со­хра­ни­лось пре­да­ние, что он уже в зем­ной жиз­ни об­ла­дал бла­го­да­тью узна­вать, кто с чем при­шел и кто ка­кой стра­стью одер­жим. Вся жизнь пре­по­доб­но­го за­клю­ча­лась в непре­стан­ном тру­де, са­мо­по­нуж­де­нии ко все­му доб­ро­му, вни­ма­нии к се­бе, бде­нии, мо­лит­ве, бо­го­мыс­лии, воз­дер­жа­нии, кро­то­сти, сми­ре­нии и все­це­лой пре­дан­ной люб­ви к Бо­гу.
Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный Ила­ри­он 28 мар­та 1476 го­да и был по­гре­бён у се­вер­ных две­рей ико­но­ста­са в хра­ме По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ос­но­ван­но­го им мо­на­сты­ря. Впо­след­ствии в оби­те­ли был по­стро­ен храм в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва, ле­вый при­дел ко­то­ро­го на­зы­вал­ся име­нем ос­но­ва­те­ля Гдов­ско­го мо­на­сты­ря. Ука­зом Ека­те­ри­ны II мо­на­стырь был упразд­нён, По­кров­ская цер­ковь ста­ла при­ход­ской. В ней обыч­но со­вер­шал ли­тур­гию в день празд­но­ва­ния па­мя­ти пре­по­доб­но­го свя­щен­но­му­че­ник мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский и Гдов­ский Ве­ни­а­мин. По­след­няя служ­ба в хра­ме про­шла в 1942 го­ду.
В 1993 го­ду по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­па Псков­ско­го и Ве­ли­ко­лук­ско­го Ев­се­вия, а так­же по мо­лит­вам и с бла­го­сло­ве­ния стар­ца от­ца Ни­ко­лая (Гу­рья­но­ва) на­сто­я­те­лем хра­ма По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы стал иерей Ев­ге­ний Ми­хай­лов, ко­то­рый воз­об­но­вил бо­го­слу­же­ния и вос­ста­но­вил храм. Два ко­ло­ко­ла По­кров­ской церк­ви, от­ли­тые по лич­но­му за­ка­зу Ива­на Гроз­но­го в 1570 го­ду, на­хо­дят­ся в Псков­ском му­зее-за­по­вед­ни­ке, а на ко­ло­кольне церк­ви се­го­дня на­хо­дит­ся пять но­вых ко­ло­ко­лов, от­ли­тых на Ура­ле. Ост­ров­ная де­рев­ня Озе­ра, где сто­ит цер­ковь По­кро­ва Бо­го­ро­ди­цы, в ко­то­рой сбе­ре­га­ют­ся свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го, яв­ля­ет­ся ме­стом па­лом­ни­че­ства пра­во­слав­ных.

☦️
Ар­хи­епи­скоп Кур­ский Да­ми­ан, в ми­ру Дмит­рий Гри­горь­е­вич Вос­кре­сен­ский, ро­дил­ся в с. Бру­со­вое Фа­теж­ско­го уез­да Кур­ской гу­бер­нии 23 ок­тяб­ря 1873 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка. Он окон­чил Кур­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, за­тем ду­хов­ную се­ми­на­рию в 1894 г., по­сле че­го слу­жил пса­лом­щи­ком в г. Пу­тив­ле, а за­тем на­сто­я­те­лем церк­ви в с. Ни­ко­ла­ев­ке Пу­тивль­ско­го уез­да. Здесь у него ро­ди­лись один за дру­гим два сы­на: Ми­ха­ил и Ан­дри­ан. Но вско­ре он по­те­рял су­пру­гу, Мо­лит­вы вер­ну­ли о. Дмит­рию си­лы, и он по­сту­пил на уче­бу в Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, од­новре­мен­но учил­ся и в Ар­хео­ло­ги­че­ском ин­сти­ту­те.
27 но­яб­ря 1904 го­да, в день празд­но­ва­ния ико­ны Кур­ской Ко­рен­ной «Зна­ме­ние», он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Да­ми­ан. В 1905 г. за­вер­шил уче­бу в Ака­де­мии и вско­ре вер­нул­ся в Кур­скую гу­бер­нию, став смот­ри­те­лем Ста­ро­ос­коль­ско­го, а за­тем Обо­ян­ско­го ду­хов­ных учи­лищ. С 1911 го­да – рек­тор Смо­лен­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, воз­ве­ден в сан ар­хи­манд­ри­та.
В июле 1918 го­да ар­хи­манд­рит Да­ми­ан был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Пе­ре­я­с­лав­ско­го. Это бы­ла пер­вая ар­хи­ерей­ская хи­ро­то­ния по бла­го­сло­ве­нию Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на. Вла­ды­ка Да­ми­ан не смог быть рав­но­душ­ным к на­чав­шим­ся с пер­вых дней со­вет­ской вла­сти го­не­ни­ям на Цер­ковь, рас­пра­вам над свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми, за­кры­тию хра­мов, осквер­не­нию св. мо­щей. Он от­кры­то вы­сту­пал в под­держ­ку Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на и Ма­те­ри-Церк­ви. Это не оста­лось не за­ме­чен­ным вла­стя­ми. В сен­тяб­ре Вла­ди­мир­ский рев­три­бу­нал при­го­во­рил его к ли­ше­нию сво­бо­ды на все вре­мя граж­дан­ской вой­ны за хра­не­ние «контр­ре­во­лю­ци­он­ной ли­те­ра­ту­ры и ру­ко­пи­сей…».
Вско­ре он был аре­сто­ван за со­про­тив­ле­ние изъ­я­тию цер­ков­но­го иму­ще­ства, а 23 фев­ра­ля 1923 го­да был вы­слан на 2 го­да в Тур­ке­стан.
Вер­нув­шись из ссыл­ки, по­сле­до­ва­тель­но за­ни­мал Вла­ди­мир­скую, Пол­тав­скую и Кур­скую ар­хи­ерей­ские ка­фед­ры. Бу­дучи Кур­ским Прео­свя­щен­ным, вла­ды­ка Да­ми­ан был воз­ве­дён в сан ар­хи­епи­ско­па.
В Цен­траль­но-Чер­но­зем­ной об­ла­сти вла­ды­ка Да­ми­ан ор­га­ни­зо­вал раз­ветв­лен­ную сеть об­ще­ствен­но-ре­ли­ги­оз­ной ор­га­ни­за­ции «Рев­ни­те­ли Церк­ви», ко­то­рая ве­ла борь­бу с на­си­ли­ем со­вет­ской вла­сти про­тив Церк­ви. Мно­гие свя­щен­ни­ки при­ня­ли уча­стие в де­я­тель­но­сти этой ор­га­ни­за­ции, в ко­то­рой на­счи­ты­ва­лось бо­лее 250 че­ло­век.
26 де­каб­ря 1932 го­да ар­хи­епи­скоп Да­ми­ан был су­дим вме­сте с груп­пой сво­их при­вер­жен­цев и при­го­во­рен к рас­стре­лу, за­ме­нен­но­му ссыл­кой на 10 лет в Со­лов­ки. От­ту­да он уже не вер­нул­ся, а 3 но­яб­ря 1937 го­да был рас­стре­лян.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Пав­лин, ар­хи­епи­скоп Мо­гилёв­ский (в ми­ру Кро­шеч­кин Пётр Кузь­мич) ро­дил­ся 19 де­каб­ря 1879 го­да в Пен­зен­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Он ра­но ли­шил­ся от­ца и был вос­пи­тан бла­го­че­сти­вой ма­те­рью. Их дом был при­ютом для стран­ни­ков. По­сле по­се­ще­ния вме­сте с ро­ди­тель­ни­цей Са­ров­ской пу­сты­ни, в серд­це маль­чи­ка воз­го­ре­лось же­ла­ние ино­че­ской жиз­ни. И в 1895 го­ду 16-лет­ний Пётр по­сту­па­ет в Са­ров­скую оби­тель. За­тем он пе­ре­шёл в Ни­ко­ло-Ба­ба­ев­ский мо­на­стырь.
Од­на­ко тя­га к зна­ни­ям при­ве­ла юно­шу в Моск­ву. Он по­сту­па­ет в чис­ло бра­тии Но­воспас­ско­го мо­на­сты­ря и в те­че­нии од­но­го го­да кон­ча­ет курс Ду­хов­ной Се­ми­на­рии. А в 1916 го­ду по­слуш­ник Пётр окон­чил курс Мос­ков­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии. В Но­воспас­ском мо­на­сты­ре он про­жил 17 лет и там при­нял по­стриг с име­нем Пав­лин. В 1920–1921 го­дах он яв­лял­ся на­мест­ни­ком Но­воспас­ско­го мо­на­сты­ря.
2 мая 1921 го­да отец Пав­лин был хи­ро­то­ни­сан в епи­ско­па Рыль­ско­го, ви­ка­рия Кур­ской епар­хии. Вла­ды­ка неустан­но объ­ез­жал Кур­скую епар­хию, укреп­ляя по­зи­ции Пра­во­сла­вия в борь­бе с об­нов­лен­че­ством.
С 1926 по 1933 го­ды Вла­ды­ка за­ни­мал сна­ча­ла Перм­скую, а за­тем Ка­луж­скую ка­фед­ры. Вла­ды­ка все­гда был прост в об­ще­нии и до­сту­пен. Он лю­бил петь цер­ков­ные пес­но­пе­ния вме­сте с на­ро­дом, при­учая паст­ву к со­зна­тель­но­му про­из­но­ше­нию слов мо­лит­вен­ных. Его очень лю­бил про­стой рус­ский на­род. Вла­ды­ка был незло­бив как ди­тя. Ни­ко­гда его не ви­де­ли гне­ва­ю­щим­ся и тер­пе­ние его бы­ло уди­ви­тель­но, а сми­ре­ние и кро­тость до­стой­ны пре­кло­не­ния. Ес­ли он ви­дел, что кто-то раз­дра­жал­ся на него, то не мог успо­ко­ить­ся, по­ка не ис­про­сит про­ще­ния у это­го че­ло­ве­ка. Имел Свя­ти­тель «серд­це ми­лу­ю­щее ко вся­кой тва­ри…» Так, в сво­ём са­ди­ке он по­стро­ил мо­стик через до­рож­ку по ко­то­рой про­ло­жи­ли тро­пу му­равьи, чтобы слу­чай­но не на­сту­пить на них.
Ко­гда осе­нью 1926 го­да сре­ди епи­ско­па­та об­суж­да­ли воз­мож­ность тай­но­го из­бра­ния Пат­ри­ар­ха, Вла­ды­ка, быв­ший ини­ци­а­то­ром этой идеи, взял на се­бя прак­ти­че­ское ру­ко­вод­ство про­ве­де­ни­ем вы­бо­ров. Он объ­ез­жал епи­ско­пов по всей Рос­сии, со­би­рая под­пи­си. К но­яб­рю 1926 го­да име­лись уже под­пи­си 72-х епи­ско­пов под ак­том из­бра­ния свя­щен­но­му­че­ни­ка мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла (Смир­но­ва, па­мять 7 но­яб­ря) Пат­ри­ар­хом.
На­хо­дясь тай­но с этой мис­си­ей в Москве, Вла­ды­ка был вне­зап­но аре­сто­ван. И хо­тя до­ку­мен­ты не по­па­ли в Г. П. У., по­сле­до­ва­ла вол­на аре­стов тех епи­ско­пов, кто по­ста­вил свои под­пи­си под ак­том из­бра­ния Пат­ри­ар­ха. Год Вла­ды­ка про­был в оди­ноч­ной ка­ме­ре. Впо­след­ствии он на­зы­вал тюрь­му сво­ей «вто­рой Ака­де­ми­ей». 9 ап­ре­ля 1927 го­да Вла­ды­ка был осво­бож­дён, вслед за осво­бож­де­ни­ем мит­ро­по­ли­та Сер­гия (Стра­го­род­ско­го), ко­то­рый вско­ре из­дал свою пе­чаль­но из­вест­ную «Де­кла­ра­цию».
В 1933 го­ду Вла­ды­ка был на­зна­чен на Мо­гилёв­скую ка­фед­ру. 11 (24) ок­тяб­ря 1936 го­да Вла­ды­ка был аре­сто­ван и при­го­во­рён к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния.
Свя­ти­тель был рас­стре­лян 21 ок­тяб­ря (3 но­яб­ря н. ст.) 1937 го­да вме­сте с груп­пой ду­хо­вен­ства в Ке­ме­ров­ском ла­ге­ре.

Жития
Писание