⏳ 2019.11.02 (сб)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 20я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 2й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
2 ноября (20 октября)
• вмч. Артемия Антиохийского (362)
• прав. отрока Артемия Веркольского (1545)
• сщмч. Николая (Любомудрова (1918)
• сщмчч. Зосимы (Пепенина), Иоанна (Ганчева), Иоанна (Речкина), Иоанна (Родионова), Николая (Фигурова), Леонида (Никольского), Иоанна (Талызина), Александра (Орлова), Михаила (Исаева), Петра (Кравца), мч. Павла (Бочарова) (1937)
• прп. Гавриила Самтаврийского (1995)


☦️
Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Ар­те­мий был од­ним из вы­да­ю­щих­ся во­е­на­чаль­ни­ков в прав­ле­ние рав­ноап­о­столь­но­го ца­ря Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337, па­мять 21 мая), а за­тем – его сы­на и пре­ем­ни­ка Кон­стан­ция (337–361). Ар­те­мий, имел мно­го на­град за от­лич­ную служ­бу и от­ва­гу, был по­став­лен на­мест­ни­ком Егип­та. В этой долж­но­сти он мно­го сде­лал для рас­про­стра­не­ния и укреп­ле­ния хри­сти­ан­ства в Егип­те. Им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ция на пре­сто­ле сме­нил Юли­ан (361–363). Им­пе­ра­тор-от­ступ­ник, же­лая воз­вра­тить язы­че­ство, вел непри­ми­ри­мую борь­бу с хри­сти­ан­ством, от­прав­ляя на смерть сот­ни хри­сти­ан. В Ан­тио­хии он при­ка­зал ис­тя­зать двух епи­ско­пов, не же­лав­ших от­речь­ся от Хри­сто­вой ве­ры. В это вре­мя в го­род при­шел свя­той Ар­те­мий и все­на­род­но об­ли­чил Юли­а­на в нече­стии. Раз­гне­ван­ный От­ступ­ник под­верг свя­то­го же­сто­ким пыт­кам. По­сле это­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка бро­си­ли в тем­ни­цу. Во вре­мя мо­лит­вы, ко­то­рую свя­той воз­но­сил ко Гос­по­ду, ему явил­ся Сам Хри­стос в окру­же­нии Ан­ге­лов и ска­зал: «Му­жай­ся, Ар­те­мий! Я с то­бой и из­бав­лю те­бя от вся­кой бо­ли, ка­кую при­чи­ни­ли те­бе му­чи­те­ли, и уже го­тов­лю те­бе ве­нец сла­вы. Ибо как ты ис­по­ве­дал Ме­ня пред людь­ми, на зем­ле, так и Я ис­по­ве­дую те­бя пред От­цем Мо­им Небес­ным. Итак, будь му­же­ствен и ра­дуй­ся – ты бу­дешь со Мною в Мо­ем Цар­стве». Услы­шав это от Са­мо­го Гос­по­да, ве­ли­ко­му­че­ник об­ра­до­вал­ся и стал го­ря­чо бла­го­да­рить и сла­во­сло­вить Его.
На сле­ду­ю­щий день Юли­ан по­тре­бо­вал, чтобы ве­ли­ко­му­че­ник Ар­те­мий при­знал язы­че­ских бо­гов. Встре­тив ре­ши­тель­ный от­каз, им­пе­ра­тор при­бег к пыт­кам. По­движ­ник пе­ре­но­сил всё без еди­но­го сто­на. Свя­той пред­рек Юли­а­ну, что ско­ро тот по­лу­чит спра­вед­ли­вое воз­мез­дие за зло, при­чи­нен­ное им хри­сти­а­нам. От­ступ­ник разъ­ярил­ся и при­бег к еще бо­лее лю­тым пыт­кам, но они не сло­ми­ли во­лю ве­ли­ко­му­че­ни­ка, и то­гда свя­той Ар­те­мий был обез­глав­лен († 362).
Его остан­ки были погребены христианами.

По­сле кон­чи­ны свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ар­те­мия сбы­лось его про­ро­че­ство о ско­рой ги­бе­ли Юли­а­на От­ступ­ни­ка.
Юли­ан со сво­им вой­ском вы­шел из Ан­тио­хии для сра­же­ния с пер­са­ми. Око­ло пер­сид­ско­го го­ро­да Кте­зи­фо­на ему встре­тил­ся ста­рый перс. Он обе­щал пре­дать со­оте­че­ствен­ни­ков и быть про­вод­ни­ком вой­ску Юли­а­на. Ста­рик об­ма­нул От­ступ­ни­ка и за­вел его вой­ско в Кар­ма­нит­скую пу­сты­ню, в непро­хо­ди­мые ме­ста, где не бы­ло ни во­ды, ни пи­щи. Ис­том­лен­ное го­ло­дом и жаж­дой гре­ко-рим­ское вой­ско Юли­а­на бы­ло вы­нуж­де­но всту­пить в бой со све­жи­ми си­ла­ми пер­сов.
Бо­же­ствен­ное воз­мез­дие на­стиг­ло здесь и са­мо­го От­ступ­ни­ка. Во вре­мя бит­вы он был смер­тель­но ра­нен неви­ди­мою ру­кою, незри­мым ору­жи­ем. Юли­ан тя­же­ло за­сто­нал и, уми­рая, про­из­нес: «Ты по­бе­дил, Га­ли­ле­я­нин!» По­сле ги­бе­ли им­пе­ра­то­ра-от­ступ­ни­ка мо­щи свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ар­те­мия бы­ли с по­че­стя­ми пе­ре­не­се­ны из Ан­тио­хии в Кон­стан­ти­но­поль.

☦️
Свя­той Ар­те­мий Вер­коль­ский ро­дил­ся в 1532 г. в се­ле Вер­ко­ле Двин­ско­го края, в бла­го­че­сти­вой кре­стьян­ской се­мье. Вос­пи­тан­ный в стра­хе Бо­жи­ем и хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии, св. Ар­те­мий еще и в дет­стве от­ли­чал­ся кро­то­стью, по­слу­ша­ни­ем и тру­до­лю­би­ем. В воз­расте 12 лет, ра­бо­тая в по­ле, он был убит мол­нией. Суе­вер­ные од­но­сель­чане оста­ви­ли те­ло бла­жен­но­го Ар­те­мия, как умер­ше­го от вне­зап­ной смер­ти, неот­пе­тым и по­ло­жи­ли его ле­су, по­верх зем­ли, при­крыв хво­ро­стом и бе­ре­стой.
Так про­ле­жа­ло оно, все­ми за­бы­тое, 32 го­да. Но в 1577 г. мо­щи св. Ар­те­мия бы­ли чу­дес­но об­ре­те­ны нетлен­ны­ми и про­сла­ви­лись мно­ги­ми чу­де­са­ми и ис­це­ле­ни­я­ми бо­лез­ней. Так, во вре­мя рас­про­стра­нив­шей­ся в Двин­ском краю зло­ка­че­ствен­ной ли­хо­рад­ки вер­коль­ский се­ля­нин Кал­ли­ник, взяв с гро­ба св. Ар­те­мия бе­ре­сту, при­ве­сил ее к кре­сту на гру­ди уми­рав­ше­го сы­на, и тот по­лу­чил ис­це­ле­ние.
Впо­след­ствии бы­ли на­пи­са­ны ико­ны пра­вед­но­го Ар­те­мия. От до­сок, на ко­то­рых их пи­са­ли, оста­ва­лись струж­ки. От них боль­ные так­же по­лу­ча­ли ис­це­ле­ния от сво­их неду­гов. На ме­сте об­ре­те­ния мо­щей св. от­ро­ка был ос­но­ван мо­на­стырь, где и по­ло­жи­ли его свя­тые мо­щи.

☦️
(большой текст)

На дру­гой день ста­ло из­вест­но, что в Лац­ков­скую и со­сед­ние во­ло­сти на­прав­ля­ет­ся ка­ра­тель­ный от­ряд крас­но­ар­мей­цев — ла­тыш­ских стрел­ков, чтобы рас­пра­вить­ся с ор­га­ни­за­то­ра­ми и участ­ни­ка­ми вос­ста­ния; до­шли слу­хи о рас­стре­лах несколь­ких свя­щен­ни­ков в со­сед­них при­хо­дах.
Отец Ни­ко­лай оста­вал­ся в это вре­мя до­ма один с 22-лет­ней до­че­рью Оль­гой и 13-лет­ним сы­ном Вла­ди­ми­ром; же­на на­хо­ди­лась у боль­ной ма­те­ри, но долж­на бы­ла вско­ре вер­нуть­ся в Лац­кое. И де­ти, и близ­кие о. Ни­ко­лаю кре­стьяне со­ве­то­ва­ли ему на вре­мя скрыть­ся, пред­ла­га­ли убе­жи­ще: «Ба­тюш­ка, пой­ди в лю­бую из­бу, и бу­дешь цел». Но о. Ни­ко­лай от­ве­чал: «Я не со­вер­шал ни­ка­ких пре­ступ­ле­ний и ни­че­го не бо­юсь». Не счи­тая се­бя ви­нов­ным в чем-ли­бо пе­ред вла­стью, не на­хо­дя воз­мож­ным оста­вить паст­ву, и сво­им бег­ством дать по­вод к по­до­зре­ни­ям, о. Ни­ко­лай ре­шил все­це­ло пре­дать­ся во­ле Бо­жи­ей.
В эти дни, пред­чув­ствуя близ­кую кон­чи­ну, о. Ни­ко­лай на­пи­сал про­щаль­ное пись­мо жене и де­тям, в ко­то­ром вы­ра­жал лю­бовь и при­зна­тель­ность су­пру­ге за про­жи­тые вме­сте го­ды и за по­мощь во всех де­лах, об­ра­щал­ся к каж­до­му из де­тей, го­во­ря об их до­сто­ин­ствах и недо­стат­ках, да­вая со­ве­ты на бу­ду­щую жизнь; при­зы­вал всех к твер­дой ве­ре и люб­ви друг к дру­гу и бла­го­слов­лял всех.
По­лу­чив утром 18 (или, по дру­гим вос­по­ми­на­ни­ям, 19) ок­тяб­ря те­ле­грам­му от же­ны, о. Ни­ко­лай немед­лен­но по­ехал на стан­цию, чтобы встре­тить ее, но, про­ждав на вок­за­ле це­лый день (по­ез­да из Яро­слав­ля хо­ди­ли нере­гу­ляр­но), не встре­тил и позд­но ве­че­ром вер­нул­ся до­мой.
Дочь Оль­га сви­де­тель­ству­ет, что но­чью о. Ни­ко­лай в сво­ей ком­на­те мо­лил­ся, стоя на ко­ле­нях пе­ред ико­на­ми со све­чой в ру­ке. 20 ок­тяб­ря 1918 го­да бы­ла Ди­мит­ри­ев­ская ро­ди­тель­ская суб­бо­та. Отец Ни­ко­лай слу­жил в Воз­не­сен­ской церк­ви за­упо­кой­ную Ли­тур­гию и па­ни­хи­ду.
Участь о. Ни­ко­лая бы­ла ре­ше­на утром это­го дня в раз­го­во­ре ко­ман­ди­ра при­быв­ше­го в Лац­кое ка­ра­тель­но­го от­ря­да и чле­нов вол­ис­пол­ко­ма. В от­вет на за­прос, ко­го мест­ный со­вет счи­та­ет нуж­ным пре­дать каз­ни, бы­ло пред­ло­же­но два че­ло­ве­ка: куз­нец Д.Р. Во­ро­бьев, не со­чув­ство­вав­ший но­вым по­ряд­кам и вол­ис­пол­ко­му, и о. Ни­ко­лай. Од­на­ко чле­ны ис­пол­ко­ма при­шли к вы­во­ду, что куз­нец необ­хо­дим се­лу, и бы­ло ре­ше­но рас­стре­лять толь­ко свя­щен­ни­ка.
Во­ен­ный ко­мис­сар и двое сол­дат с вин­тов­ка­ми от­пра­ви­лись в цер­ковь.
В это вре­мя в Лац­кое вер­ну­лась же­на о. Ни­ко­лая Со­фья Пет­ров­на: при­е­хав на же­лез­но­до­рож­ную стан­цию (Ше­сти­хи­но) но­чью, ощу­щая тре­вож­ное пред­чув­ствие, она ре­ши­ла не до­жи­дать­ся под­во­ды и од­на но­чью про­шла 16 верст до се­ла пеш­ком. При­дя до­мой, она с до­че­рью Оль­гой сра­зу же по­спе­ши­ла в цер­ковь, на па­пер­ти ко­то­рой уви­де­ла во­ору­жен­ных сол­дат.
На­ро­ду в церк­ви бы­ло немно­го. Отец Ни­ко­лай за­кан­чи­вал па­ни­хи­ду у ка­нон­но­го сто­ли­ка. Обер­нув­шись, уви­дел же­ну и ска­зал ей: «Со­ня, ты при­е­ха­ла…» Со­фья Пет­ров­на ска­за­ла ему: «За то­бой при­шли…»
Пе­ре­об­ла­чив­шись, о. Ни­ко­лай про­стил­ся с же­ной, детьми, пса­лом­щи­ком, бла­го­сло­вил всех. Ко­мис­сар и сол­да­ты по­ве­ли его за се­ло, сза­ди шли же­на и де­ти. День был мо­роз­ный, яр­ко све­ти­ло солн­це. Ули­цы бы­ли пу­стын­ны — оче­вид­но, ис­пу­ган­ные сель­чане бо­я­лись всту­пить­ся за лю­би­мо­го ими ба­тюш­ку. Про­хо­дя ми­мо Ка­зан­ской церк­ви, о. Ни­ко­лай снял шап­ку и пе­ре­кре­стил­ся. Сол­да­ты при­ка­за­ли со­про­вож­да­ю­щим остать­ся на ме­сте и по­ве­ли о. Ни­ко­лая к ка­пуст­но­му ого­ро­ду, на­хо­див­ше­му­ся на окра­ине се­ла, неда­ле­ко от до­ма Лю­бо­муд­ро­вых.
Несколь­ко жен­щин, со­би­рав­ших ка­пуст­ные ли­стья — Ма­рия Мо­ся­ги­на, Ев­ге­ния Ку­ту­зо­ва, — уви­дев, как ве­дут о. Ни­ко­лая, спря­та­лись в ку­стах и ока­за­лись сви­де­те­ля­ми рас­стре­ла. По их рас­ска­зам, двое сол­дат при­ве­ли о. Ни­ко­лая на бу­гор око­ло от­ко­са к ре­ке Лат­ке и ста­ли за­ря­жать ру­жья. Они по­тре­бо­ва­ли по­вер­нуть­ся спи­ной, но о. Ни­ко­лай, стоя к ним ли­цом, пе­ре­кре­стил­ся и со сло­ва­ми: «Гос­по­ди, при­ми дух мой! Про­сти им: не ве­да­ют, что тво­рят!» — под­нял ру­ку и бла­го­сло­вил их.
Раз­да­лись два вы­стре­ла, о. Ни­ко­лай упал. Сол­да­ты по­до­шли к нему, вы­стре­ли­ли еще раз, со­рва­ли се­реб­ря­ный крест и, спо­ря о том, ко­му он дол­жен до­стать­ся, по­спе­ши­ли в дом свя­щен­ни­ка, где в это вре­мя дру­гие чле­ны от­ря­да про­из­во­ди­ли гра­беж.
Это про­изо­шло в по­ло­вине вто­ро­го дня 20 ок­тяб­ря 1918 г. (по ст. сти­лю), в Ди­мит­ри­ев­скую суб­бо­ту, на па­мять ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ар­те­мия и пра­вед­но­го от­ро­ка Ар­те­мия Вер­коль­ско­го. Отец Ни­ко­лай был рас­стре­лян без до­про­са, без объ­яв­ле­ния при­го­во­ра, с ним не го­во­рил ни­кто из мест­ных вла­стей.
Услы­шав вы­стре­лы, же­на, де­ти, несколь­ко кре­стьян при­бе­жа­ли к ме­сту каз­ни. Зем­ля под те­лом о. Ни­ко­лая про­пи­та­лась кро­вью, зад­няя часть че­ре­па ока­за­лась раз­дроб­лен­ной. Же­на, дочь опу­сти­лись на ко­ле­ни, жен­щи­ны при­чи­та­ли. Один из чле­нов вол­ис­пол­ко­ма гром­ко про­из­нес; «Со­ба­ке — со­ба­чья смерть!» Те­ло о. Ни­ко­лая пе­ре­нес­ли на по­лотне в дом и по­ло­жи­ли на ку­шет­ку, ко­то­рая вско­ре на­сквозь про­пи­та­лась кро­вью. В до­ме все бы­ло пе­ре­вер­ну­то по­сле раз­гро­ма, учи­нен­но­го ка­ра­те­ля­ми. Под ви­дом обыс­ка они раз­гра­би­ли цен­ные ве­щи, одеж­ду, му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты, се­реб­ря­ные ри­зы с икон.
В от­вет на прось­бу по­хо­ро­нить о. Ни­ко­лая по хри­сти­ан­ско­му обы­чаю на тре­тий день из вол­ис­пол­ко­ма по­сту­пи­ло рас­по­ря­же­ние: по­хо­ро­нить о. Ни­ко­лая немед­лен­но и без вся­ких об­ря­дов. Один из кре­стьян предо­ста­вил го­то­вый гроб, в ко­то­рый о. Ни­ко­лай был по­ло­жен. Со­фья Пет­ров­на об­лек­ла о. Ни­ко­лая в ря­су, епи­тра­хиль, ску­фью, вло­жи­ла в ру­ки де­ре­вян­ный крест с Афо­на.
Про­стить­ся с о. Ни­ко­ла­ем при­шли мно­гие чтив­шие его лац­ков­цы. По­гре­бе­ние про­ис­хо­ди­ло око­ло по­лу­но­чи, при све­те фа­ке­лов и ти­хом пе­нии «Свя­тый Бо­же». Мо­ги­ла бы­ла вы­ры­та око­ло ал­та­ря Ка­зан­ской церк­ви на клад­би­ще.
На сле­ду­ю­щий день, в вос­кре­се­нье, при­е­хал близ­кий друг от­ца Ни­ко­лая, о.Кон­стан­тин Ель­ни­ков­ский, и со­вер­шил за­упо­кой­ную служ­бу. От­пе­ва­ние о. Ни­ко­лая, по­сле на­сто­я­тель­ных просьб Со­фьи Пет­ров­ны к зна­ко­мым иере­ям, бы­ло со­вер­ше­но тре­мя свя­щен­ни­ка­ми над его мо­ги­лой толь­ко 19 ап­ре­ля 1919 го­да.
С му­че­ни­че­ской кон­чи­ны о. Ни­ко­лая на­ча­лось дол­гое му­че­ни­че­ство его су­пру­ги Со­фьи Пет­ров­ны, ко­то­рая пре­тер­пе­ла мно­же­ство уни­же­ний и из­де­ва­тельств как вдо­ва рас­стре­лян­но­го свя­щен­но­слу­жи­те­ля. На пя­тый день по­сле рас­стре­ла, в ка­нун пер­вой го­дов­щи­ны ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции ей при­шло пер­со­наль­ное пред­пи­са­ние из вол­ис­пол­ко­ма вы­ве­сить крас­ный флаг. Де­ти воз­му­ща­лись, но Со­фья Пет­ров­на при­зва­ла их «тер­петь до кон­ца», сши­ла из коф­ты флаг и вы­ве­си­ла его.
Пред­се­да­тель вол­ис­пол­ко­ма Го­род­ни­чев не пе­ре­ста­вал пре­сле­до­вать се­мью Лю­бо­муд­ро­вых. 14 сен­тяб­ря 1919 го­да по его до­но­су Со­фья Пет­ров­на бы­ла аре­сто­ва­на Яро­слав­ской ЧК и про­ве­ла два ме­ся­ца в тюрь­ме, по­ка об­ви­не­ние в «аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти» не бы­ло сня­то за от­сут­стви­ем до­ка­за­тельств.
Скон­ча­лась Со­фья Пет­ров­на вось­ми­де­ся­ти лет в 1951 го­ду в Ле­нин­гра­де.
Мо­ги­ла о. Ни­ко­лая со­хра­ни­лась в с. Лац­ком (ныне Неко­уз­ско­го рай­о­на Яро­слав­ской обл.). Она по­чи­та­лась и до сих пор по­чи­та­ет­ся мест­ны­ми ве­ру­ю­щи­ми как мо­ги­ла свя­то­го му­че­ни­ка, став­ше­го мо­лит­вен­ни­ком пе­ред Бо­гом, об­сто­я­тель­ства каз­ни и по­хо­ро­ны ко­то­ро­го мно­ги­ми чер­та­ми на­по­ми­на­ют пре­да­ние на смерть и по­гре­бе­ние Са­мо­го Спа­си­те­ля.
Отец Ни­ко­лай был рас­стре­лян без су­да и след­ствия, став од­ной из мно­го­чис­лен­ных жертв «крас­но­го тер­ро­ра» и нена­ви­сти ма­лой куч­ки од­но­сель­чан. Бу­дучи да­ле­ким от по­ли­ти­ки, ни­ко­гда не вы­сту­пая от­кры­то про­тив со­вет­ской вла­сти (он по­вторял: «несть вла­сти аще не от Бо­га»), о. Ни­ко­лай об­ли­чал те пре­ступ­ле­ния и без­за­ко­ния, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли на его гла­зах в его се­ле, и все свои си­лы на­прав­лял на ис­пол­не­ние дол­га ду­хов­но­го пас­ты­ря и слу­жи­те­ля Церк­ви Хри­сто­вой. По­во­дом для его казни яви­лась мо­лит­ва о спа­се­нии сво­ей паст­вы — про­яв­ле­ние бес­страш­ной люб­ви, по­двиг­нув­шей его к му­че­ни­че­ской кон­чине за дру­ги своя.

☦️
Мир­ское имя от­ца Гав­ри­и­ла – Го­дерд­зи Ур­геб­ад­зе. Ро­дил­ся он 26 ав­гу­ста 1929 го­да в Тби­ли­си, в се­мье убеж­ден­но­го ком­му­ни­ста. Отец ра­но скончaлся, и род­ные на­зывaли мaльчикa от­цов­ским име­нем – Вaси­ко.
Уве­ро­вал в Бо­га в дет­стве. Од­на­жды со­сед­ки ру­га­лись, и од­на из них ска­за­ла: «Ты ме­ня рас­пя­ла, как Хри­ста». Маль­чи­ку ста­ло ин­те­рес­но, что это зна­чит – «рас­пять» и кто та­кой Хри­стос. Взрос­лые от­пра­ви­ли ре­бен­ка в цер­ковь, где сто­рож по­со­ве­то­вал ему про­чи­тать Еван­ге­лие. Он на­ко­пил де­нег, ку­пил Еван­ге­лие и через несколь­ко лет знал текст прак­ти­че­ски на­изусть.
Же­ла­ние мо­на­ше­ства воз­ник­ло в нем еще в юные го­ды. Поз­же ста­рец го­во­рил: «Боль­ше­го ге­ро­из­ма, чем мо­на­ше­ство, нет». Мать его дол­гое вре­мя бы­ла про­тив стрем­ле­ния сы­на к мо­на­ше­ству, но под ко­нец жиз­ни при­ми­ри­лась с его вы­бо­ром, а за­тем и са­ма при­ня­ла по­стриг и был по­хо­ро­не­на в мо­на­сты­ре Сам­тав­ро.
Мо­на­ше­ский по­стриг он при­нял в 26 лет, по­лу­чив имя пре­по­доб­но­го Гав­ри­и­ла Афон­ско­го – стар­ца, ко­то­рый про­шел по во­де и при­нес на афон­ский бе­рег при­плыв­шую по мо­рю Ивер­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. Отец Гав­ри­ил осо­бо по­чи­тал чу­до­твор­ный спи­сок Ивер­ской, хра­ня­щий­ся в мо­на­сты­ре Сам­тав­ро.
Во дво­ре сво­е­го до­ма на тби­лис­ской ули­це Тет­риц­ка­рой­ской отец Гав­ри­ил по­стро­ил мно­го­гла­вую цер­ковь. Он воз­во­дил ее сво­и­ми ру­ка­ми и за­кон­чил око­ло 1962 го­да. Ико­ны для этой церк­ви отец Гав­ри­ил на­хо­дил на го­род­ских свал­ках, ку­да в те го­ды сво­зи­ли и вы­ки­ды­ва­ли вме­сте с му­со­ром мно­го­чис­лен­ные свя­ты­ни. Ино­гда он це­лы­ми дня­ми бро­дил по свал­кам. У него бы­ла неболь­шая ма­стер­ская, где он очи­щал ико­ны, де­лал им окла­ды из раз­ных ма­те­ри­а­лов. Сте­ны его церк­ви сплошь бы­ли уве­ша­ны об­ра­за­ми. Да­же фо­то­гра­фии и изо­бра­же­ния икон из свет­ских жур­на­лов он по­ме­щал в ра­моч­ки.
1 мая 1965 го­да во вре­мя де­мон­стра­ции иеро­мо­нах Гав­ри­ил сжег 12-мет­ро­вый порт­рет Ле­ни­на, вы­ве­шен­ный на зда­нии Вер­хов­но­го Со­ве­та Гру­зин­ской ССР, и стал про­по­ве­до­вать со­брав­шим­ся лю­дям Хри­ста. Его за это силь­но из­би­ли и по­са­ди­ли в изо­ля­тор КГБ Гру­зии. На до­про­се отец Гав­ри­ил го­во­рил: он это сде­лал по­то­му, что «нель­зя бо­го­тво­рить че­ло­ве­ка. Там, на ме­сте порт­ре­та Ле­ни­на, долж­но ви­сеть Рас­пя­тие Хри­ста. Сла­ва не нуж­на че­ло­ве­ку. На­до пи­сать: «Сла­ва Гос­по­ду Иису­су Хри­сту»». В ав­гу­сте то­го го­да был по­ме­щён в пси­хи­ат­ри­че­скую боль­ни­цу на об­сле­до­ва­ние. Там был при­знан су­ма­сшед­шим. Стар­цу по­ста­ви­ли ди­а­гноз: «пси­хо­па­ти­че­ская лич­ность, ве­рит в Бо­га и ан­ге­лов». Ему вы­да­ли «бе­лый би­лет».
Впо­след­ствии цер­ков­ные иерар­хи, в уго­ду свет­ским вла­стям, не раз­ре­ша­ли ему за­хо­дить в цер­ковь, не пус­ка­ли на служ­бы, про­го­ня­ли. У ба­тюш­ки не бы­ло воз­мож­но­сти при­ча­стить­ся, а он же­лал это­го всей ду­шой. Он мог по несколь­ко дней об­хо­дить­ся без еды, по­дол­гу не спать, но очень тя­же­ло пе­ре­но­сил невоз­мож­ность от­чуж­де­ние от церк­ви. Ста­рец ча­сто от бес­си­лия пла­кал, от­кры­вая ду­шу сво­им сест­рам.
В 1980-е го­ды по­се­лил­ся в мо­на­сты­ре Сам­тав­ро. В по­след­нее вре­мя он жил в круг­лой башне. Мо­на­хи­ни неко­то­рое вре­мя удив­ля­лись чу­да­че­ствам ба­тюш­ки, по­ка не уви­де­ли в них осо­бый по­двиг. По­на­ча­лу им ка­за­лось стран­ным, что он ка­кое-то вре­мя жил в ку­рят­ни­ке, где бы­ли боль­шие ще­ли, зи­мой хо­дил бо­си­ком. По­том сест­ры ста­ли чув­ство­вать, что от него ис­хо­дит необык­но­вен­ная лю­бовь: он лю­бит всех. Ча­сто ста­рец кри­чал на се­стер, тре­бо­вал от них по­слу­ша­ния, за­став­лял что-то де­лать или мог за­ста­вить их есть из гряз­ной по­су­ды. Но оби­жать­ся на него бы­ло невоз­мож­но – в его гла­зах све­ти­лась неж­ная лю­бовь.
Игу­ме­нью Фе­о­до­ру, ко­гда она бы­ла еще мо­на­хи­ней, он брал с со­бой в Тби­ли­си и за­став­лял по­про­шай­ни­чать. Они вдво­ем про­си­ли ми­ло­сты­ню, а по­том ста­рец раз­да­вал всё ни­щим. Ес­ли они воз­вра­ща­лись на так­си, он мог на­кри­чать на так­си­ста и со­всем не дать де­нег, а мог и за­пла­тить во мно­го раз боль­ше.
В Страст­ную сед­ми­цу из его ке­льи до­но­сил­ся по­сто­ян­ный плач. Неко­то­рые ви­де­ли, как во вре­мя мо­лит­вы он под­ни­мал­ся над зем­лей на 40–50 сан­ти­мет­ров и от него ис­хо­дил свет. Ве­ру­ю­щие лю­ди по­чи­та­ли от­ца Гав­ри­и­ла ве­ли­ким по­движ­ни­ком, они при­хо­ди­ли к нему как к жи­во­му свя­то­му.
Отар Ни­ко­ла­и­шви­ли был ду­хов­ным ча­дом ба­тюш­ки и ча­сто про­во­дил вре­мя в его ке­лье. Од­на­жды отец Гав­ри­ил неожи­дан­но ска­зал ему, что на­до сей­час же, сроч­но ехать в мо­на­стырь свя­то­го Ан­то­ния Март­коп­ско­го. Отар сму­тил­ся: ма­ши­на не на хо­ду, с ней про­бле­мы. Ба­тюш­ка на­сто­ял, и они кое-как по­еха­ли. До­ро­га ста­ла под­ни­мать­ся в го­ру, ав­то­мо­биль «за­каш­лял и за­чи­хал», но ста­рец вдруг ска­зал: «Сы­нок, ты не бес­по­кой­ся, с на­ми на зад­нем си­де­нье едет сам пре­по­доб­ный Ан­то­ний Март­коп­ский, но ты не обо­ра­чи­вай­ся». И ма­ши­на вдруг так рва­ну­ла впе­ред, что во­ди­те­лю при­шлось да­вить на тор­мо­за. Ко­гда они въе­ха­ли в мо­на­стыр­ские во­ро­та, ма­ши­на тут же за­глох­ла. В это же вре­мя ту­да во­шли несколь­ко во­ору­жен­ных лю­дей, агрес­сив­но на­стро­ен­ных. Ста­рец тут же вы­шел впе­ред и ска­зал: «Стре­ляй­те в ме­ня». Это сму­ти­ло и отрез­ви­ло бан­ди­тов, и они по­ки­ну­ли оби­тель.
Отец Гавриил, несший редкий в наши дни подвиг юродства, умер 2 ноября 1995 года от водянки. По завещанию старца его тело обернули в циновку и предали земле там, где подвизалась святая Нина.
24 де­каб­ря 2012 го­да ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Гру­зин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ста­рец Гав­ри­ил про­слав­лен в ли­ке свя­тых как пре­по­доб­ный. Это про­изо­шло в неве­ро­ят­но ко­рот­кий срок по­сле его кон­чи­ны – через 17 лет.
22 фев­ра­ля 2014 го­да бы­ли об­ре­те­ны мо­щи свя­то­го.

Воспоминания об отце Гаврииле:
https://pravoslavie.ru/78012.html

Жития
Писание