⏳ 2019.10.31 (чт)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 20я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 2й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
31 октября (18 октября)
• ап. Луки (I)
• мч. Марина Аназаровского (IV)
• прп. Иулиана Персиянина (IV)
• вмц. Златы (Хрисы) (1795)
• сщмчч. Андрея (Воскресенского), Сергия (Бажанова), Николая (Соколова) и Сергия (Гусева), мц. Елисаветы (Крымовой) (1937)
• обретение мощей прп. Иосифа Волоцкого (2001)


☦️
Свя­той апо­стол и еван­ге­лист Лу­ка, уро­же­нец Ан­тио­хии Си­рий­ской, апо­стол из 70-ти, спо­движ­ник свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла (Фил.1,24; 2Тим.4,10), врач из про­све­щен­ной гре­че­ской сре­ды. Услы­шав о Хри­сте, Лу­ка при­был в Па­ле­сти­ну и здесь го­ря­чо вос­при­нял спа­си­тель­ное уче­ние от Са­мо­го Гос­по­да. В чис­ле 70-ти уче­ни­ков свя­той Лу­ка был по­слан Гос­по­дом на первую про­по­ведь о Цар­ствии Небес­ном еще при жиз­ни Спа­си­те­ля на зем­ле (Лк.10,1-3). По­сле Вос­кре­се­ния Гос­подь Иисус Хри­стос явил­ся свя­тым Лу­ке и Кле­о­пе, шед­шим в Ем­маус.
Апо­стол Лу­ка при­нял уча­стие во вто­ром мис­си­о­нер­ском пу­те­ше­ствии апо­сто­ла Пав­ла, и с тех пор они бы­ли нераз­луч­ны. Ко­гда свя­то­го Пав­ла оста­ви­ли все со­труд­ни­ки, апо­стол Лу­ка про­дол­жал де­лить с ним все труд­но­сти бла­го­вест­ни­че­ско­го по­дви­га (2Тим.4,10). По­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов свя­той Лу­ка по­ки­нул Рим и с про­по­ве­дью про­шел Аха­ию, Ли­вию, Еги­пет и Фива­и­ду. В го­ро­де Фивы он му­че­ни­че­ски окон­чил зем­ной путь.
Пре­да­ние усва­и­ва­ет ему на­пи­са­ние пер­вых икон Бо­жи­ей Ма­те­ри. «Бла­го­дать Рожд­ше­го­ся от Ме­ня и Моя ми­лость с си­ми ико­на­ми да бу­дет», – ска­за­ла Пре­чи­стая Де­ва, уви­дев ико­ны. Свя­той Лу­ка на­пи­сал так­же ико­ны свя­тых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла. Еван­ге­лие на­пи­са­но им в 62–63 го­дах в Ри­ме, под ру­ко­вод­ством апо­сто­ла Пав­ла. Свя­той Лу­ка в пер­вых сти­хах (Лк.1,3) чет­ко вы­ра­зил цель сво­е­го тру­да: наи­бо­лее пол­но и в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти опи­сал по по­ряд­ку всё, что из­вест­но хри­сти­а­нам об Иису­се Хри­сте и Его уче­нии, и тем са­мым дал твер­дое ис­то­ри­че­ское обос­но­ва­ние хри­сти­ан­ско­го упо­ва­ния (Лк.1,4). Он тща­тель­но ис­сле­до­вал фак­ты, ши­ро­ко ис­поль­зо­вал уст­ное пре­да­ние Церк­ви и рас­ска­зы Са­мой Пре­чи­стой Де­вы Ма­рии (Лк.2,19, 51).
В бо­го­слов­ском со­дер­жа­нии Еван­ге­лие от Лу­ки от­ли­ча­ет­ся преж­де все­го уче­ни­ем о все­общ­но­сти спа­се­ния, со­вер­шен­но­го Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, о все­лен­ском зна­че­нии еван­гель­ской про­по­ве­ди. Свя­той апо­стол на­пи­сал так­же кни­гу Де­я­ний свя­тых апо­сто­лов в 62–63 го­дах в Ри­ме. Кни­га Де­я­ний, яв­ля­ясь про­дол­же­ни­ем Чет­ве­ро­е­ван­ге­лия, по­вест­ву­ет о тру­дах и по­дви­гах свя­тых апо­сто­лов по­сле Воз­не­се­ния Спа­си­те­ля. В цен­тре по­вест­во­ва­ния – Апо­столь­ский Со­бор (51 год по Рож­де­стве Хри­сто­вом) как ос­но­во­по­ла­га­ю­щее цер­ков­ное со­бы­тие, по­слу­жив­шее дог­ма­ти­че­ским ос­но­ва­ни­ем для от­ме­же­ва­ния хри­сти­ан­ства от иудей­ства и са­мо­сто­я­тель­но­го рас­про­стра­не­ния его в ми­ре (Деян.15,6-29). Бо­го­слов­ским пред­ме­том кни­ги Де­я­ний яв­ля­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но До­мо­стро­и­тель­ство Свя­то­го Ду­ха, осу­ществ­ля­е­мое в ос­но­ван­ной Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом Церк­ви от Воз­не­се­ния и Пя­ти­де­сят­ни­цы до Вто­ро­го при­ше­ствия Хри­сто­ва.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/18

☦️
Свя­той му­че­ник Ма­рин про­ис­хо­дил из Ки­ли­кии (Ма­лая Азия). За ис­по­ве­да­ние ве­ры во Хри­ста ста­рец был под­верг­нут же­сто­ким пыт­кам, а за­тем умерщ­влен по при­ка­за­нию Ли­сия, пра­ви­те­ля Тар­са, во вре­мя прав­ле­ния им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305).

☦️
Пре­по­доб­ный Иули­ан под­ви­зал­ся в по­сте и мо­лит­ве в Ме­со­по­та­мии (близ ре­ки Ев­фрат).
Од­на­жды во вре­мя мо­лит­вы пре­по­доб­ный услы­шал глас, воз­ве­стив­ший, что им­пе­ра­тор Юли­ан От­ступ­ник ско­ро по­гибнет. Вско­ре про­ро­че­ство ис­пол­ни­лось.
Тру­да­ми пре­по­доб­но­го на го­ре Си­най был воз­двиг­нут храм в па­мять об­ре­те­ния свя­тым про­ро­ком Мо­и­се­ем скри­жа­лей За­ве­та.

☦️
Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Зла­та Мо­глен­ская – см. жития от 26 октября

☦️

Про­то­и­е­рей Ан­дрей был аре­сто­ван вла­стя­ми 7 ок­тяб­ря 1937 го­да по об­ви­не­нию в «аги­та­ции про­тив ру­ко­во­ди­те­лей со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства и кол­хо­зов» и за­клю­чен в тюрь­му го­ро­да Ко­лом­ны. Бы­ли вы­зва­ны лже­сви­де­те­ли, ко­то­рые да­ли по­ка­за­ния, нуж­ные сле­до­ва­те­лю. За­тем эти по­ка­за­ния бы­ли за­чи­та­ны от­цу Ан­дрею, и он по­сле­до­ва­тель­но од­но за дру­гим опро­верг все лже­сви­де­тель­ства. В кон­це кон­цов, сле­до­ва­тель на по­след­нем до­про­се спро­сил:
— На след­ствии вы ули­че­ны сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. По­че­му вы это от­ри­ца­е­те?
— Я мо­гу толь­ко под­твер­дить, что ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не вел и все сви­де­тель­ские по­ка­за­ния от­ри­цаю.
17 ок­тяб­ря 1937 го­да Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ан­дрея к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ан­дрей Вос­кре­сен­ский был рас­стре­лян 31 ок­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️

В раз­гар го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь Ели­за­ве­та Кры­мо­ва 2 ок­тяб­ря 1937 го­да бы­ла вме­сте с про­жи­вав­шим у нее иеро­мо­на­хом аре­сто­ва­на и за­клю­че­на под стра­жу в Сер­пу­хов­ской тюрь­ме. Во вре­мя след­ствия, не вы­дер­жав на­тис­ка сле­до­ва­те­лей, иеро­мо­нах ого­во­рил Ели­за­ве­ту, что она яко­бы вме­сте с ним за­ни­ма­лась ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­стью.
– С кем из граж­дан го­ро­да Сер­пу­хо­ва вы бы­ли аре­сто­ва­ны в 1931 го­ду? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– В 1931 го­ду я бы­ла аре­сто­ва­на как ак­тив­ная цер­ков­ни­ца с несколь­ки­ми мо­на­хи­ня­ми, про­жи­вав­ши­ми в го­ро­де Сер­пу­хо­ве.
– Вы об­ви­ня­е­тесь в том, что с воз­вра­ще­ни­ем из ссыл­ки сре­ди на­се­ле­ния про­во­ди­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ной?
– Свя­зи я под­дер­жи­ва­ла с ду­хо­вен­ством, ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию сре­ди на­се­ле­ния я не про­во­ди­ла, и ви­нов­ной в предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии я се­бя не при­знаю.
Ели­за­ве­те Ни­ко­ла­евне бы­ло в это вре­мя шесть­де­сят лет, и, по за­клю­че­нию тю­рем­ных вра­чей, она бы­ла со­вер­шен­но неспо­соб­на к физи­че­ско­му тру­ду из-за стар­че­ской дрях­ло­сти и мио­кар­ди­та.
Вско­ре Ели­за­ве­ту Ни­ко­ла­ев­ну пе­ре­ве­ли в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. 17 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла ее к рас­стре­лу.
Ели­за­ве­та Ни­ко­ла­ев­на Кры­мо­ва бы­ла рас­стре­ля­на 31 ок­тяб­ря 1937 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бе­на в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

Жития
Писание