⏳ 2019.10.30 (ср)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 20я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 2й)
• среда (однодневный пост, воспоминание предательства)

☀️ неподвижный годовой круг:
30 октября (17 октября)
• прор. Осии (820 до Р.Х.)
• мчч. Космы и Дамиана Аравийских, Леонтия, Анфима, Евтропия (287 или 303)
• прмч. Андрея Критского (767)
• перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного (898)
• прп. Антония Леохновского (1611)
• сщмчч. Неофита, Анатолия, прмчч. Иакинфа, Каллиста (1918)
• сщмч. Александра Семипалатинского (1937)

☦️
Святой пророк Осия происходил из колена Иссахарова. Он жил в IХ в. до Рождества Христова в царстве Израильском и был современником святых пророков Исаии, Михея и Амоса. В то время многие его соплеменники, забыв Истинного Бога, поклонялись идолам, святой пророк Осия своими мудрыми наставлениями вновь обращал их к древнему благочестию. Обличая беззакония жителей Израиля, пророк возвещал им великие бедствия от иноплеменников и переселение в плен Ассирийский. Почти за тысячу лет до пришествия Спасителя святой пророк, по наитию Святого Духа, предсказал, что прекратится ветхозаветное жертвоприношение и не будет Ааронова священства (Ос. 3, 5) и что по всей земле распространится истинное Богопознание (Ос. 2, 20). Говорил Осия и о Христе, что Он возвратится из Египта (Ос. 11, 1; сравни Мф. 2, 15), тридневно воскреснет (Ос. 6; сравни 1 Кор. 15, 4) и победит смерть (Ос. 13, 14; сравни 1 Кор. 15, 54–55). Пророчества святого Осии включены в число книг Священного Писания. Пророческое служение святого Осии продолжалось более 60 лет. В глубокой старости мирно скончался Богодухновенный пророк (за 820 лет до Р.Х.), всю свою жизнь посвятивший исполнению воли Божией.

☦️
Вос­по­ми­на­е­мые цер­ко­вью 17 ок­тяб­ря, му­че­ни­ки и бес­среб­ре­ни­ки Кос­ма и Да­ми­ан бы­ли совре­мен­ни­ки бес­среб­ре­ни­кам рим­ским. Ро­ди­на их – Ара­вия. По­доб­но со­имен­ным бес­среб­ре­ни­кам, они за­ни­ма­лись вра­чеб­ною на­у­кой, но на­у­ка немно­го по­мо­га­ла им при вра­че­ва­нии бо­лез­ней. По­лу­чив от Бо­га бла­го­дать чу­до­тво­ре­ний, они вра­че­ва­ли неду­ги лю­дей име­нем Хри­ста Спа­си­те­ля.
Как ско­ро слух о чу­де­сах и уче­нии их до­стиг до иге­мо­на Ли­сия, тот­час при­ка­за­но бы­ло взять их. При­ве­ден­ные в Ки­ли­кию, они бы­ли пред­став­ле­ны иге­мо­ну. Рас­спро­сив о ве­ре, име­нах и оте­че­стве, иге­мон при­ка­зал им при­не­сти жерт­ву идо­лам. Ко­гда же они не хо­те­ли ис­пол­нить при­ка­за­ние его и да­же дерз­но­вен­но ис­по­ве­да­ли свою ве­ру во Хри­ста, он ве­лел бить их без ми­ло­сер­дия, а по­том свя­зан­ных бро­сить в мо­ре.
Но Гос­подь спас их от по­топ­ле­ния. Ан­гел раз­ре­шил их узы и со­вер­шен­но здо­ро­вых вы­вел на су­шу. Это чу­дес­ное спа­се­ние бы­ло при­пи­са­но ча­ро­дей­ству.
– Ска­жи­те мне, – во­про­шал их иге­мон, – ка­ким это ча­ро­дей­ством вы спас­лись от мо­ря? И я хо­чу под­ра­жать уче­нию ва­ше­му.
– Мы хри­сти­ане – от­ве­ча­ли му­че­ни­ки, – ни­ка­ких ча­ро­ва­ний не зна­ем, име­ем од­ну толь­ко си­лу Хри­сто­ву, ко­то­рая спа­са­ет нас от всех бед.
Раз­дра­жен­ный иге­мон не хо­тел бо­лее го­во­рить и ве­лел за­клю­чить их в тем­ни­цу. На дру­гой день он при­ка­зал бро­сить их в огонь.
Но Гос­подь и здесь хра­нил их: огонь по­те­рял есте­ствен­ную си­лу и не при­ка­сал­ся их.
Иге­мон ди­вил­ся, но, не по­знав Спа­са­ю­ще­го их, ис­пы­тал над ни­ми но­вые каз­ни, но все на­прас­но. По­ве­сив их, сна­ча­ла ве­лел бро­сать в них кам­ни, а по­том стре­лять из лу­ков, но кам­ни и стре­лы от­ска­ки­ва­ли от тел их, как от стен, и по­ра­жа­ли са­мих му­чи­те­лей. Не на­хо­дя бо­лее средств для до­сти­же­ния сво­ей це­ли, иге­мон при­ка­зал обез­гла­вить их ме­чом. Вме­сте с ни­ми по­стра­да­ли еще трое хри­сти­ан: Леон­тий, Ан­фим и Ев­тро­пий.
Все пять му­че­ни­ков, по­стра­дав­шие вме­сте, бы­ли вме­сте и по­гре­бе­ны. Вре­мя их стра­да­ний с до­сто­вер­но­стью неиз­вест­но; несо­мнен­но толь­ко, что они по­стра­да­ли в кон­це III ве­ка, в цар­ство­ва­ние Дио­кли­ти­а­на и Мак­си­ми­а­на.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ан­дрей Крит­ский (не путать со свт. Андреем Критским, память 4 (17) июля) жил во вре­мя цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Кон­стан­ти­на Ко­про­ни­ма (741–775), ко­то­рый под стра­хом смер­ти при­ка­зал хри­сти­а­нам убрать свя­тые ико­ны из хра­мов и до­мов. Ве­ру­ю­щие, ко­то­рые без­бо­яз­нен­но со­про­тив­ля­лись нече­сти­во­му ико­но­бор­цу и твер­до дер­жа­лись пре­да­ния свя­тых от­цов, бы­ли за­клю­че­ны в тем­ни­цы. Ко­гда пре­по­доб­ный Ан­дрей услы­шал, что им­пе­ра­тор са­жа­ет в тюрь­мы и му­ча­ет не во­ров и раз­бой­ни­ков, а доб­ро­де­тель­ных и бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан, то при­шел в Кон­стан­ти­но­поль и все­на­род­но в хра­ме свя­то­го му­че­ни­ка Ма­ман­та об­ли­чил ере­ти­ка в го­не­нии на ис­тин­ную ве­ру. В оправ­да­ние им­пе­ра­тор ска­зал, что безум­но воз­да­вать честь де­ре­ву и крас­кам. На это пре­по­доб­ный от­ве­тил, что тот, кто стра­да­ет за свя­тые ико­ны, стра­да­ет за Хри­ста, а кто оскорб­ля­ет ико­ну, на ко­то­рой изо­бра­жен Хри­стос, оскорб­ля­ет Са­мо­го Хри­ста. Разъ­ярен­ный ико­но­бо­рец при­ка­зал неми­ло­серд­но ис­тя­зать свя­то­го Ан­дрея. По пу­ти к ме­сту каз­ни му­че­ник ото­шел ко Гос­по­ду. Через сто лет свя­то­му был на­пи­сан ка­нон пре­по­доб­ным Иоси­фом пес­но­пис­цем. По мо­лит­вам пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ан­дрея ис­це­ля­ют­ся одер­жи­мые.

☦️
Свт. Лазарь был ро­дом из Вифа­нии близ Иеру­са­ли­ма, брат Ма­рии и Мар­фы. Во вре­мя Сво­ей жиз­ни Гос­подь лю­бил их и ча­сто по­се­щал их дом в Вифа­нии, на­зы­вая Ла­за­ря Сво­им дру­гом (Ин.11:3, 5, 11).
По­сле преж­девре­мен­ной смер­ти Ла­за­ря, про­лив сле­зы над его гро­бом, Гос­подь, как Все­силь­ный, вос­кре­сил его из мерт­вых, ко­гда Ла­зарь уже че­ты­ре дня ле­жал во гро­бе и уже смер­дел (Ин.11:17-45). Это чу­до вос­по­ми­на­ет­ся Цер­ко­вью в ше­стую суб­бо­ту Ве­ли­ко­го по­ста (Ла­за­ре­ва суб­бо­та).
Мно­гие иудеи, услы­шав об этом, при­хо­ди­ли в Вифа­нию и, удо­сто­ве­рив­шись в дей­стви­тель­но­сти это­го ве­ли­чай­ше­го чу­да, ста­но­ви­лись по­сле­до­ва­те­ля­ми Хри­ста. За это пер­во­свя­щен­ни­ки хо­те­ли убить Ла­за­ря. Пра­вед­ный Ла­зарь упо­ми­на­ет­ся в Свя­том Еван­ге­лии еще один раз: ко­гда за 6 дней до Пас­хи Гос­подь опять при­шел в Вифа­нию, там был и вос­кре­шен­ный Ла­зарь (Ин.12:1-2, Ин.12:9-11). По­сле вос­кре­ше­ния свя­той Ла­зарь жил еще 30 лет, со­хра­няя стро­гое воз­дер­жа­ние. Удалившись от преследователей на остров Кипр впо­след­ствии был по­став­лен там епи­ско­пом.
По пре­да­нию, Ла­зарь, бу­дучи епи­ско­пом, удо­сто­ил­ся по­се­ще­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри и по­лу­чил от Нее омо­фор, сде­лан­ный Ее ру­ка­ми.
Па­лом­ни­кам, по­се­ща­ю­щим Свя­тую Зем­лю, по­ка­зы­ва­ют две гроб­ни­цы пра­вед­ни­ка: од­ну в Вифа­нии в Иеру­са­ли­ме, а дру­гую в го­ро­де Ки­тим на ост­ро­ве Ки­п­ре. Не до­ез­жая до Свя­то­го Гра­да око­ло двух с по­ло­ви­ной верст, па­лом­ни­ки по­се­ща­ют Вифа­нию, рас­по­ло­жен­ную на во­сточ­ной сто­роне од­но­го пред­хол­мия Еле­он­ской го­ры. А немно­го се­ве­ро-во­сточ­нее и ни­же ука­зы­ва­ют гроб­ни­цу Ла­за­ря, по­чи­та­е­мую так­же и ма­го­ме­та­на­ми. Неболь­шой вход, про­би­тый в ска­ле, ве­дет в уз­кую глу­бо­кую пе­ще­ру. Спу­стив­шись по 25 сту­пе­ням, па­лом­ни­ки встре­ча­ют неболь­шую пло­щад­ку с ка­мен­ным сто­лом в уг­лу, слу­жа­щим пре­сто­лом в дни бо­го­слу­же­ний в Ла­за­ре­ву суб­бо­ту. Пло­щад­ка счи­та­ет­ся ме­стом воз­зва­ния Гос­по­да: «Ла­за­ре, гря­ди вон!» Еще пять сту­пе­ней вниз – и по­гре­баль­ная пе­ще­ра. Здесь обык­но­вен­но про­чи­ты­ва­ют Еван­ге­лие от Иоан­на о вос­кре­се­нии Ла­за­ря (Ин.11:1-7, 11-45) и тро­па­ри Верб­ной неде­ли. Сна­ча­ла Гос­подь был встре­чен Мар­фой, по­том Ма­ри­ей, ко­гда Он шел ко гро­бу воз­бу­дить дру­га Ла­за­ря, – тут рас­по­ло­жен боль­шой округ­лен­ный «ка­мень бе­се­ды», от ко­то­ро­го мно­гие по­лу­ча­ют ис­це­ле­ния.
А на ост­ро­ве Ки­п­ре су­ще­ству­ет вто­рая гроб­ни­ца пра­вед­но­го Ла­за­ря. В 90 км от го­ро­да Ли­мас­со­ла, по до­ро­ге, ле­жа­щей меж­ду со­пок, па­лом­ни­ки при­бы­ва­ют в го­род Лар­на­ки, где на­хо­дит­ся храм, по­свя­щен­ный Ла­за­рю, там он слу­жил. Храм сто­ит на ме­сте пер­во­на­чаль­ной церк­ви IX–Х вв., по­стро­ен­ной над мо­ги­лой Ла­за­ря. На­сто­я­щее зда­ние хра­ма XVII в. сде­ла­но из кам­ня, име­ют­ся две две­ри (с се­ве­ра и за­па­да), трехъ­ярус­ная ко­ло­коль­ня, об­шир­ный двор, му­зей. Храм че­ты­рех­столп­ный (ес­ли два стол­па счи­тать и в ал­та­ре, то ше­сти­столп­ный), все по­кры­то мра­мо­ром. Име­ют­ся три бо­ко­вых при­де­ла. Сле­ва от ал­та­ря на­хо­дит­ся чу­до­твор­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри, а спра­ва у ал­та­ря пе­ще­ра – гроб­ни­ца пра­вед­но­го Ла­за­ря. Вход в пе­ще­ру идет по се­ми сту­пе­ням под ал­тарь хра­ма. Раз­мер пе­ще­ры 6х12 м. Мо­щи пра­вед­но­го Ла­за­ря на­хо­дят­ся по­се­ре­дине: гла­ва и по­ло­ви­на его ко­стей. А вто­рая по­ло­ви­на мо­щей бы­ла в Кон­стан­ти­но­по­ле, кре­сто­нос­цы в 1291 г. унес­ли их во Фран­цию, в Мар­сель. По­пе­рек пе­ще­ры сто­ит гроб­ни­ца с над­пи­сью: «Ла­зарь – друг Бо­жий». Ра­ка – как стол, как бы ван­на боль­шая, ка­мен­ная – 1,3х0,8х0,7 м. Вос­кре­се­ние Ла­за­ря яви­ло милость, любовь, власть и мо­гу­ще­ство над смер­тью.

☦️
Пре­по­доб­ный Ан­то­ний Леох­нов­ский, Нов­го­род­ский, был из ро­да твер­ских бо­яр Ве­ни­а­ми­но­вых. Пре­по­доб­ный жил от­шель­ни­ком неда­ле­ко от Нов­го­ро­да, в Рублев­ской пу­сты­ни, на ре­ке Пе­ре­хо­де. Око­ло 1556 го­да пе­ре­се­лил­ся к пу­стын­ни­ку Та­ра­сию, жив­ше­му за озе­ром Иль­ме­нем, на Леох­но­ве, непо­да­ле­ку от Ста­рой Рус­сы, и при­нял от него по­стри­же­ние. Так устро­и­лась пу­стын­ная оби­тель в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня, на­зван­ная впо­след­ствии Леох­нов­ским, или Ивец­ким-Ан­то­ни­е­вым, мо­на­сты­рем. Пре­по­доб­ный Ан­то­ний до­жил до глу­бо­кой ста­ро­сти, стя­жав дар про­зор­ли­во­сти.
В 1611 го­ду, ко­гда шве­ды ра­зо­ри­ли окрест­но­сти Нов­го­ро­да, пре­по­доб­ный по вы­зо­ву мит­ро­по­ли­та Ис­и­до­ра пе­ре­се­лил­ся в Нов­го­род. Скон­чал­ся 14 сен­тяб­ря 1611 го­да в воз­расте 85-ти лет и был по­гре­бен близ церк­ви во имя свя­то­го еван­ге­ли­ста Лу­ки на Со­фий­ской сто­роне. Пе­ред смер­тью пре­по­доб­ный в при­сут­ствии мно­гих ска­зал, что те­ло его бу­дет по­ко­ить­ся в его пу­стын­ной оби­те­ли. Уче­ник пре­по­доб­но­го Гри­го­рия, вер­нув­шись на ме­сто ра­зо­рен­ной и со­жжен­ной шве­да­ми оби­те­ли, по­ста­вил кел­лию с ча­сов­ней и остал­ся там жить. Три­жды яв­лял­ся ему во сне пре­по­доб­ный Ан­то­ний и го­во­рил: «Брат Гри­го­рий, иди в Нов­го­род, ска­жи мит­ро­по­ли­ту Ки­при­а­ну и стар­ши­нам го­ро­да, чтобы по­ло­жи­ли ме­ня на ме­сте мо­ей оби­те­ли». По­сле со­об­ще­ния Гри­го­рия мит­ро­по­лит со­вер­шил крест­ный ход к мо­ги­ле пре­по­доб­но­го Ан­то­ния. Об­ре­тен­ные нетлен­ные мо­щи 13 июля 1620 го­да бы­ли пе­ре­не­се­ны в Леох­нов­скую оби­тель. При об­ре­те­нии мо­щей пре­по­доб­но­го про­зрел сле­пец Иосиф и со­вер­ши­лись еще мно­гие чу­де­са.

Дополнения из полного жития:
Так, стоя од­на­жды на мо­лит­ве, пре­по­доб­ный Ан­то­ний ска­зал ке­лей­ни­ку: «Брат! Се­го­дня под Ор­шею, ра­ди гре­хов на­ших, по­би­то мно­же­ство пра­во­слав­ных».
И через несколь­ко дней до мо­на­сты­ря до­шла пе­чаль­ная весть о по­ра­же­нии рус­ских под Ор­шею в бит­ве с по­ля­ка­ми, про­ис­шед­шей в тот имен­но день, в ко­то­рый ска­зал о ней пре­по­доб­ный.

При жиз­ни пре­по­доб­но­го Ан­то­ния в Леох­нов­ской оби­те­ли слу­чил­ся по­жар: за­го­ра­лась кры­ша тра­пез­ной, и огонь, раз­ду­вае­мый и на­прав­ля­е­мый силь­ным вет­ром, го­тов был пе­ре­ки­нуть­ся на со­сед­ние кел­лии. Опас­ность гро­зи­ла все­му мо­на­сты­рю. Ис­пу­ган­ный ке­ларь при­бе­жал к пре­по­доб­но­му и, при­пав к но­гам игу­ме­на, со сле­за­ми про­сил его по­мо­лить­ся о спа­се­нии оби­те­ли. То­гда пре­по­доб­ный Ан­то­ний об­ра­тил­ся к иконе Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са, сто­яв­шей в кел­лии, и так мо­лил­ся со сле­за­ми: «Гос­по­ди! Ты бла­го­во­лил воз­лю­бить ме­сто сие, по­пу­сти же на­ка­за­ние с ми­ло­стью и со­тво­ри до­стой­ное».
За­тем, еще с не об­сох­ши­ми от слез гла­за­ми, пре­по­доб­ный ска­зал ке­ла­рю: «Не бой­ся, брат, Все­ми­ло­сти­вый Гос­подь Бог наш не опе­ча­лит нас свы­ше ме­ры».
И толь­ко что он про­из­нес эти сло­ва, как ве­тер из­ме­нил свое на­прав­ле­ние. Бла­го­да­ря это­му по­жар пре­кра­тил­ся, при­чи­нив незна­чи­тель­ный ущерб оби­те­ли.

Один юно­ша, пас­ший овец близ мо­на­сты­ря, был ужа­лен зме­ею и на­хо­дил­ся при смер­ти. В это вре­мя при­шел к нему пре­по­доб­ный Ан­то­ний и ска­зал: «Иди к ис­точ­ни­ку близ оби­те­ли и при­не­си во­ды». Ко­гда юно­ша ис­пол­нил при­ка­за­ние, пре­по­доб­ный влил ему в рот во­ды со сло­ва­ми: «Во имя Свя­той Тро­и­цы, си­лою Хри­сто­вою ис­це­ля­ет те­бя раб Хри­стов, ста­рец Ан­то­ний».
Тот­час же у боль­но­го на­ча­лась очень про­дол­жи­тель­ная и та­кая силь­ная рво­та, что да­же сам пре­по­доб­ный при­шел в изум­ле­ние. По­сле это­го юно­ша по­чув­ство­вал се­бя со­вер­шен­но здо­ро­вым и хо­тел уже гнать свое ста­до да­лее. Но свя­той ста­рец оста­но­вил его та­ким во­про­сом: «Ска­жи, за­чем ты вче­ра клял­ся бед­ной вдо­ве, что волк съел ее ов­цу, то­гда как сам ты про­дал ее за три среб­ре­ни­ка?» – «Дей­стви­тель­но, со­лгал я ей, отец». Юно­ша при­знал­ся в гре­хе сво­ем и по­том с удив­ле­ни­ем спро­сил по­движ­ни­ка: «Ты, отец, как узнал об этом?» – «Ко­гда я си­дел в кел­лии сво­ей, – от­ве­чал пре­по­доб­ный, – при­е­хал ко мне всад­ник на бе­лом коне и ска­зал: «Ан­то­ний! Встань и иди ско­рее на юж­ную сто­ро­ну, где ис­точ­ник. Уви­дишь там че­ло­ве­ка, ужа­лен­но­го зме­ею, и ска­жи ему: не кля­нись име­нем Бо­жи­им и Его свя­ты­ми, не де­лай неправ­ды и от­дай вдо­ве ов­цу, чтобы не бы­ло те­бе ху­же».
То­гда юно­ша, упав к но­гам угод­ни­ка Бо­жия, по­дроб­но ис­по­ве­дал пред ним свой грех: «Точ­но, – ска­зал он, – про­дал я ов­цу жен­щи­ны за три среб­ре­ни­ка, а ска­зал, что съел волк. Вдо­ва не по­ве­ри­ла мне и го­во­ри­ла: “Раз­ве ты не зна­ешь, что я че­ло­век бед­ный, но де­лай, как хо­чешь”. Про­шу те­бя, отец, по­мо­лись о мне Гос­по­ду Бо­гу, чтобы Он про­стил мой грех; вдо­ве же оби­жен­ной я воз­вра­щу ов­цу; а в оби­тель на празд­ник Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня и убо­гим бу­ду еже­год­но уде­лять до са­мой смер­ти сво­ей де­ся­тую часть от ста­да».
Пре­по­дав по­ка­яв­ше­му­ся на­став­ле­ние из­бе­гать дур­ных дел, чтобы не по­тер­петь еще боль­ше­го на­ка­за­ния, пре­по­доб­ный сно­ва по­ве­лел ему воз­вра­тить укра­ден­ное. По­том с ми­ром от­пу­стил юно­шу; и он уда­лил­ся, бла­го­да­ря за свое ис­це­ле­ние Бо­га и Его угод­ни­ка.

☦️

11 ян­ва­ря 1929 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но. Епи­ско­па Александра (Щукина) об­ви­ни­ли в том, что он «как идей­ный про­тив­ник Со­вет­ской вла­сти, пу­тем про­из­не­се­ния про­по­ве­дей с ан­ти­со­вет­ским укло­ном, при­ви­вал свои контр­ре­во­лю­ци­он­ные убеж­де­ния на­се­ле­нию и в еди­но­лич­ных бе­се­дах вел от­кро­вен­ную ан­ти­со­вет­скую про­па­ган­ду на те­мы «о бес­чин­стве ком­му­ни­стов-без­бож­ни­ков…» Имея пре­дан­ных ему мо­на­хов и мо­на­хинь… Да­вал им ука­за­ния, как бо­роть­ся с без­бож­ни­ка­ми… рас­сы­лал их по се­лам и де­рев­ням как мис­си­о­не­ров, не оста­нав­ли­ва­ясь пе­ред от­кры­той борь­бой с куль­тур­ны­ми учре­жде­ни­я­ми го­су­дар­ства (тут име­ют­ся в ви­ду его бли­ста­тель­ные вы­ступ­ле­ния на дис­пу­тах про­тив неве­же­ствен­ных без­бож­ных лек­то­ров)… Ру­ко­вод­ству­ясь по­ло­же­ни­ем об ор­га­нах ОГПУ в ча­сти адми­ни­стра­тив­ных вы­сы­лок и за­клю­че­ния в конц­ла­герь, утвер­жден­но­го ВЦИКом от 28/1 II-24 го­да и объ­яв­лен­но­го в при­ка­зе ОГПУ за № 172 от 2/IV-24 го­да… де­ло… пе­ре­дать в Осо­бое Со­ве­ща­ние… для вы­не­се­ния при­го­во­ра во вне­су­деб­ном по­ряд­ке…» 26 ап­ре­ля 1929 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при­го­во­ри­ло епи­ско­па к трем го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­герь, ко­то­рое он дол­жен был от­бы­вать в со­от­вет­ствии с при­ка­зом по ОГПУ от­но­си­тель­но мест со­дер­жа­ния ду­хо­вен­ства – на Со­лов­ках.
В Со­ло­вец­ком ла­ге­ре епи­скоп ра­бо­тал сна­ча­ла сто­ро­жем, а за­тем бух­гал­те­ром.
Ко­гда за­кон­чил­ся срок за­клю­че­ния, вла­сти в Ни­же­го­род­скую епар­хию его не пу­сти­ли, и он по­лу­чил на­зна­че­ние в Орел, ку­да при­был в день па­мя­ти Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия Ми­ха­и­ла. В Ор­ле он был воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па.
Цер­ковь то­гда под­вер­га­лась бес­по­щад­ным го­не­ни­ям, пра­во­слав­ных аре­сто­вы­ва­ли и рас­стре­ли­ва­ли. По­се­щать хра­мы ста­но­ви­лось опас­ным, это рас­смат­ри­ва­лось как го­судар­ствен­ное пре­ступ­ле­ние. Страх быть аре­сто­ван­ным охва­ты­вал все боль­ше лю­дей. Церк­ви пу­сте­ли. Вла­ды­ка стал про­по­ве­до­вать, и хра­мы на­ча­ли за­пол­нять­ся на­ро­дом.
Ви­дя ожив­ле­ние ре­ли­ги­оз­ной жиз­ни в го­ро­де, че­ки­сты ста­ли подыс­ки­вать об­ви­не­ние про­тив ар­хи­епи­ско­па. Од­на­жды под ве­чер к нему при­шел че­ло­век и ска­зал, что вла­сти ре­ши­ли об­ви­нить ар­хи­епи­ско­па в под­жо­гах в го­ро­де. Уже есть лже­сви­де­те­ли, все об­ви­не­ние го­то­во. Ес­ли он в эту ночь не уедет, то бу­дет аре­сто­ван. Ар­хи­епи­скоп уехал в Ни­же­го­род­скую об­ласть и по­се­лил­ся в се­ле Се­ме­нов­ском, где про­жил пол­го­да.
В кон­це 1936 го­да вла­ды­ка по­лу­чил на­зна­че­ние в Се­ми­па­ла­тинск.
Ар­хи­ерей­ские ка­фед­ры пу­сте­ли, ар­хи­ере­ев од­но­го за дру­гим по­гло­ща­ли тюрь­мы.
Сест­ра Ели­за­ве­та пи­са­ла ему в Се­ми­па­ла­тинск:
– Уй­ди на по­кой, при­ез­жай ко мне в Лы­с­ко­во, пе­ре­си­дишь.
– Как бы я вас ни лю­бил, – от­ве­чал ар­хи­епи­скоп, – но я не для то­го взял по­сох, чтобы его оста­вить.
В ав­гу­сте 1937 го­да ар­хи­епи­скоп был аре­сто­ван. Он в по­след­ний раз бла­го­сло­вил сво­их ду­хов­ных де­тей, сви­де­те­лей аре­ста. След­ствие в те го­ды бы­ло пы­точ­ное, и мно­гие ра­ди из­бав­ле­ния от стра­да­ний да­ва­ли лю­бые по­ка­за­ния. Ар­хи­епи­скоп дер­жал­ся му­же­ствен­но, не со­гла­ша­ясь и не под­пи­сы­вая ни од­но из на­вя­зы­ва­е­мых ему об­ви­не­ний. Его об­ви­ня­ли в шпи­о­на­же и в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции – ар­хи­епи­скоп ре­ши­тель­но все от­вер­гал. Спра­ши­ва­ли о зна­ко­мых, он от­ка­зал­ся их на­зы­вать. По­ка­за­ний не на­бра­лось ни на один про­то­кол до­про­са, а сро­ки, от­пу­щен­ные сле­до­ва­те­лям, под­хо­ди­ли к кон­цу. В са­мый день по­ста­нов­ле­ния Трой­ки УНКВД 28 ок­тяб­ря 1937 го­да сле­до­ва­тель Ба­ра­бан­щи­ков про­вел по­след­ний до­прос.
– Вы яв­ля­е­тесь чле­ном и ру­ко­во­ди­те­лем цер­ков­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной шпи­он­ской ор­га­ни­за­ции. Дай­те по­ка­за­ния…
– Чле­ном контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции я ни­ко­гда не яв­лял­ся и в этом об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю,– от­ве­чал ар­хи­епи­скоп.
– Вы лже­те. Вы да­ва­ли уста­нов­ки ру­ко­во­ди­те­лям фили­а­лов контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции в раз­вер­ты­ва­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной ра­бо­ты…
– Ни­ка­ких уста­но­вок по раз­вер­ты­ва­нию контр­ре­во­лю­ци­он­ной ра­бо­ты я не да­вал.
– Как член контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции вы про­во­ди­ли ак­тив­ную контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию сре­ди на­се­ле­ния, пре­кра­ти­те за­пи­ра­тель­ство и дай­те по­ка­за­ния о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти.
– Ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я сре­ди на­се­ле­ния не про­во­дил и в этом ви­нов­ным се­бя не при­знаю, – спо­кой­но от­ве­тил вла­ды­ка.
Все это сле­до­ва­тель вы­нуж­ден был за­пи­сать. В тот же день ар­хи­епи­скоп был при­го­во­рен к рас­стре­лу.
Через два дня, 30 ок­тяб­ря 1937 го­да, ар­хи­епи­скоп Алек­сандр был рас­стре­лян.
Всем близ­ким, кто ин­те­ре­со­вал­ся судь­бой вла­ды­ки, вла­сти от­ве­ча­ли, что он со­слан на де­сять лет без пра­ва пе­ре­пис­ки, а через де­сять лет от­ве­ти­ли без уточ­не­ния ме­ста и вре­ме­ни, что он умер в ла­ге­ре.

Жития
Писание