⏳ 2019.10.27 (вс)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 19я неделя (вс.) после Пятидесятницы (глас 2й)
• воскресенье
• св. отцев VII Вселенского Собора (787)

☀️ неподвижный годовой круг:
27 октября (14 октября)
• мчч. Назария, Гервасия, Протасия, Келсия (54-68)
• сщмч. Сильвана Газского (IV)
• прп. Параскевы Сербской (XI)
• прп. Николы Святоши (Святослава) Печерского (1143)
• сщмч. Михаила (Лекторского) (1921)
• исп. Амвросия (Полянского) (1932)
• сщмч. Петра (Лебедева) (1937)
• прмч. Максимилиана (Марченко) (1938)


☦️
Святые мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий пострадали в царствование императора Нерона (54–68). Святой Назарий (сын христианки Перпетуи и иудея Африкана) родился в Риме и был крещен епископом Лином. С юных лет святой Назарий решил посвятить свою жизнь проповеди Христова учения и оказанию помощи гонимым христианам. С этой целью он покинул Рим и прибыл в Милан. Посещая христиан в Медиоланской темнице, Назарий познакомился там с близнецами Протасием и Гервасием. Братья-близнецы родились в городе Медиолане (Милане) в семье богатых римских граждан – Виталия и Валерии. Оставшись сиротами (их родители были замучены за христианскую веру), братья раздали имущество бедным, отпустили на волю рабов и подвизались в посте и молитве. За исповедание Христа язычники заключили их в темницу. Святой Назарий полюбил близнецов и, как мог, облегчал их страдания. За это язычники избили его и выслали из Медиолана. Святой Назарий уехал в Галлию и там успешно проповедовал христианство и обратил многих язычников. В городе Кимеле он крестил сына одной христианки по имени Келсий и, воспитав его, приобрел себе верного ученика и сподвижника в миссионерских трудах. За проповедь христианства язычники отдали их на растерзание диким зверям, но звери не коснулись святых. Затем пытались утопить мучеников в море, но они ходили по водам, как по суше. Воины, исполнявшие казнь, были так поражены, что сами приняли христианство и отпустили святых мучеников.
Освобожденные Назарий и Келсий ушли в Медиолан и навестили в темнице мучеников Гервасия и Протасия. Об этом донесли Нерону. Тот приказал обезглавить святых Назария и Келсия. Вскоре после этого казнили и святых братьев Гервасия и Протасия. Спустя много лет, во время правления святого царя Феодосия (408–450), святитель Амвросий, епископ Медиоланский, по откровению свыше, открыл мощи святых мучеников. Святые мощи, прославившиеся многими исцелениями, были торжественно перенесены в Медиоланский собор.

☦️
Святой священномученик Сильван, пресвитер Газский (IV), происходил из города Газы, где и был пресвитером. За ревность к распространению веры Христовой он был сослан на работы в копях палестинского города Фена. Несмотря на многие истязания, пресвитер не отрекся от Христа. Впоследствии он принял мученическую кончину: вместе с сорока воинами-христианами был обезглавлен.

☦️
В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор в г. Никее, на который явились 367 отцов.
Вселенские Соборы (которых было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви. Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни. В конце VIII века в Церкви обозначилась новая ересь — иконоборчество. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию — иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения.
Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия.
Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.
Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа. Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви. И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. А вера отцов Семи Вселенских Соборов есть вечная и непреложная основа Православия.
И прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора, мы должны помнить, что именно им мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, за то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами, и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. И благодарность откровения от этих святынь многие и многие сердца наполнила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух.

☦️
Преподобная Параскева Сербская родилась в благочестивой болгарской семье, жившей в ХI веке в селении Епиват, между Силистрией и Константинополем. Однажды, как стрела, пронзили ее сердце услышанные за Богослужением слова Господа: «Иже хочет по Мне идти, да отвернется себе» (Мф. 16, 24). С тех пор она начала раздавать свою одежду нищим, за что терпела много огорчений от родных. По смерти родителей святая постриглась в монашество и удалилась в Иорданскую долину, где славно подвизалась до глубокой старости.
За два года до кончины преподобной Параскеве явился Ангел и повелел ей вернуться на родину, что она и исполнила. Святая скончалась мирно. Мощи ее, покоящиеся в соборном храме в Яссах, ознаменовались нетлением и многими исцелениями.

☦️
Преподобный Никола Святоша (Святослав), князь Черниговский, Печерский чудотворец, в Ближних пещерах († 1143), был правнуком великого князя Ярослава Мудрого и сыном князя Давида Святославича Черниговского († 1123), в некоторых источниках отец преподобного именуется святым. Святоша был Луцким князем, имел жену и детей (дочь его была впоследствии замужем за Новгородским князем святым благоверным Всеволодом-Гавриилом († 1138; память 11 февраля). 17 февраля 1106 года святой князь, оставив семейство, принял постриг в Киево-Печерской обители. Здесь Никола-Святоша с великим смирением проходил послушания: три года работал в поварне, для которой рубил дрова и носил воду, следующие три года был привратником в монастыре. Около своей келлии святой развел сад. На свои средства он построил в монастыре храм Святой Троицы и больничную церковь во имя святителя Николая, своего небесного покровителя. Преподобный Никола был первым из русских князей, принявших иночество. Он терпеливо переносил упреки своих братьев за решимость вести жизнь безответного послушника. Врач преподобного, Петр, доказывал князю-подвижнику, что подвиг такого послушания повредит его здоровью. Но внезапно врач сам заболел и исцелился лишь по молитвам преподобного Николая. Тогда Петр постригся в монахи. Пройдя разные послушания, преподобный Никола наложил на себя обет безмолвия. Когда святой получал деньги, то употреблял их на украшение храма, на покупку книг (ибо любил книжное чтение) или раздавал нищим. Святой Никола был усердным миротворцем. В 1142 году он примирил черниговских князей с великим князем Всеволодом. Вскоре после кончины святого тяжело заболел его родной брат князь Изяслав. Игумен обители послал больному власяницу преподобного. Изяслав надел ее и исцелился.

☦️
Про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Лек­тор­ский ро­дил­ся 9 но­яб­ря 1872 го­да, в се­мье ку­бан­ско­го свя­щен­ни­ка. По­сту­пил и успеш­но за­кон­чил курс Став­ро­поль­ской Ду­хов­кой се­ми­на­рии со зва­ни­ем сту­ден­та в 1892 го­ду. Был ру­ко­по­ло­жен Прео­свя­щен­ным Ев­ге­ни­ем и опре­де­лен но дья­ко­но-учи­тель­ское ме­сто в ста­ни­цу Дин­скую, где со­сто­ял учи­те­лем од­но­класс­ной цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы. В ав­гу­сте 1893 го­да был ру­ко­по­ло­жен во иереи и опре­де­лен в се­ло Бла­го­дат­ное, где со­сто­ял за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем од­но­класс­ной цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы до фев­ра­ля 1896 го­да. Поз­же, со­глас­но про­ше­нию пе­ре­ве­ден в ста­ни­ну Во­ро­неж­скую, где со­сто­ял за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем двух­класс­но­го муж­ско­го и од­но­класс­но­го жен­ско­го ми­ни­стер­ских учи­лищ. С 13 мая 1906 го­да пе­ре­ме­щен со­глас­но про­ше­нию к Ан­дре­ев­ской церк­ви ста­ни­цы Но­во­ти­то­ров­ской. Со­сто­ял на­сто­я­те­лем мест­ной при­ход­ской церк­ви и был ду­хов­ни­ком окруж­но­го ду­хо­вен­ства вто­ро­го окру­га с 5 ап­ре­ля 1913 го­да.
Отец Ми­ха­ил был пре­крас­ным се­мья­ни­ном. Его же­на Ека­те­ри­на Вла­ди­ми­ров­на – 24 но­яб­ря 1872 го­да рож­де­ния, ро­ди­ла ему 4-х де­тей: Алек­сандра (1895 г.), На­деж­ду (1898 г.), Оль­гу (1905 г.), Вла­ди­ми­ра (1910 г.).
Про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Лек­тор­ский за пас­тыр­ское усер­дие был от­ме­чен сле­ду­ю­щи­ми на­гра­да­ми: на­бед­рен­ни­ком в 1900 го­ду, ску­фьей в 1905 го­ду, Отец Ми­ха­ил так­же имел Ар­хи­пас­тыр­ское бла­го­сло­ве­ние с вы­да­чей гра­мо­ты по пред­став­ле­нию учи­лищ­но­го Со­ве­та за тру­ды я за­бо­ты по от­кры­тию биб­ли­от­еки-чи­таль­ни при цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле на изыс­кан­ные и мест­ные сред­ства 1908 го­да. В 1910 го­ду 6 мая он по­лу­ча­ет в на­гра­ду ка­ми­лав­ку.
Отец Ми­ха­ил при­ни­мал уча­стие в пер­вой все­об­щей пе­ре­пи­си на­се­ле­ния Рос­сий­ской им­пе­рии в ка­че­стве за­ве­ду­ю­ще­го пе­ре­пис­ным участ­ком, за что был удо­сто­ен Его Им­пе­ра­тор­ско­го Ве­ли­че­ства бла­го­дар­но­сти, в чем имел уве­дом­ле­ние Ми­ни­стра внут­рен­них дел от 1 ав­гу­ста 1897 го­да № 6644 и брон­зо­вую ме­даль со сви­де­тель­ством от 29 ав­гу­ста 1897 го­да.
В ночь с 25 на 26 сен­тяб­ря 1921 го­да в ста­ни­це Но­во­ти­то­ров­ской пер­вой кав­бри­га­дой Чон­гар­ской кав­ди­ви­зии Бу­ден­но­го, про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Лек­тор­ский был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции, и при­ве­зен со мно­ги­ми аре­сто­ван­ны­ми ка­за­ка­ми в ста­ни­цу Брю­хо­вец­кую во осо­бый от­дел 9-ой боль­ше­вист­ской ар­мии. Здесь пол­то­ра ме­ся­ца за­клю­чен­ные жи­ли в нече­ло­ве­че­ских усло­ви­ях, спа­ли на со­ло­ме и бы­ли изъ­еде­ны бло­ха­ми и вша­ми, так что слу­чай­но уви­дев­ший о. Ми­ха­и­ла, ко­то­ро­му бы­ло 49 лет, на­шли его крайне ис­ху­дав­шим, еле хо­див­шим ста­ри­ком. При­го­вор трой­ки осо­бо­го от­де­ла кав­ди­ви­зии Бу­ден­но­го был ко­рот­ким – расстрел.
Ко­гда груп­пу за­лож­ни­ков из 40 че­ло­век раз­де­ли до ис­под­не­го, ка­за­ки ста­ли про­сить – «Ба­тюш­ка по­ис­по­ве­дуй нас». Ба­тюш­ка по­ис­по­ве­дал и от­пу­стил их гре­хи, ска­зав: «А кро­вью Вы при­об­щи­тесь сво­ею, и те­перь про­сти­те ме­ня, в чем я по­ви­нен». Ко­гда же он стал слу­жить мо­ле­бен, их ста­ли бить при­кла­да­ми, осо­бен­но силь­но би­ли о. Ми­ха­и­ла. За­тем свя­за­ли им ру­ки, бро­си­ли в те­ле­ги и по­вез­ли за ста­ни­цу в гли­ня­ный ка­рьер. Ле­жав­ший с о Ми­ха­и­лом ка­зак су­мел раз­вя­зать се­бе ру­ки и раз­вя­зал их о. Ми­ха­и­лу. «А те­перь да­вай бе­жать» – шеп­нул ка­зак. Но ба­тюш­ка от­ве­тил: «Бла­го­слов­ляю те­бя бе­жать, а я уже не в си­лах». Ка­зак бе­жал. Ко­гда боль­ше­ви­ки сре­ди при­го­во­рен­ных к рас­стре­лу на­шли раз­вя­зан­ны­ми ру­ки толь­ко у свя­щен­ни­ка, под­верг­ли его страш­ным ис­тя­за­ни­ям.
27 ок­тяб­ря 1921 го­да в 10 ча­сов ве­че­ра всех за­лож­ни­ков рас­стре­ля­ли, и сре­ди го­ры тру­пов вы­де­ля­лось сво­им изуро­до­ван­ным ви­дом те­ло о. Ми­ха­и­ла. Бы­ли лю­ди ко­то­рые это все ви­де­ли.

☦️
По­сле окон­ча­ния след­ствия ар­хи­ереи бы­ли от­прав­ле­ны в То­боль­скую тюрь­му. 14 де­каб­ря 1931 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло епи­ско­па Ам­вро­сия и ар­хи­епи­ско­па Про­ко­пия к ссыл­ке в Ка­зах­стан на три го­да.

Епи­скоп Ам­вро­сий был от­прав­лен в ссыл­ку в го­род Тур­ке­стан, ку­да при­был в на­ча­ле сен­тяб­ря 1932 го­да. Здесь в это вре­мя жи­ло мно­го ссыль­ных мо­на­хинь из Рос­сии, и в част­но­сти из Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли. Епи­ско­па Ам­вро­сия при­ня­ла од­на из по­слуш­ниц оби­те­ли, Ев­фро­си­ния Жу­ри­ло. В ОГПУ вла­ды­ке ска­за­ли, что он дол­жен бу­дет от­пра­вить­ся за сто два­дцать ки­ло­мет­ров, через пу­сты­ню, в неболь­шое се­ло Сузак, где опре­де­ле­но ме­сто жи­тель­ства. Путь ту­да про­хо­дил по уз­кой и опас­ной до­ро­ге, на иных участ­ках вдоль уще­лья, и бы­ва­ли слу­чаи, ко­гда вер­блю­ды сры­ва­лись с тро­пин­ки и па­да­ли в про­пасть. По­слуш­ни­ца Ев­фро­си­ния по­шла к на­чаль­ни­ку ОГПУ, чтобы упро­сить его не по­сы­лать ар­хи­ерея в столь да­ле­кое и опас­ное пу­те­ше­ствие, оста­вить его в го­ро­де, но тот от­ка­зал.

Ве­че­ром вла­ды­ка бе­се­до­вал с мо­на­хи­ня­ми и по­слуш­ни­ца­ми Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли. Утром они ста­ли со­би­рать ве­щи и го­то­вить епи­ско­па к отъ­ез­ду: со­бра­ли все необ­хо­ди­мое, до­ста­ли те­ле­гу, уло­жи­ли в нее ве­щи и да­ли пись­ма к зна­ко­мо­му ссыль­но­му док­то­ру из Санкт-Пе­тер­бур­га и к ссыль­ным мо­на­хи­ням. Вла­ды­ку уса­ди­ли в те­ле­гу и со сле­за­ми на гла­зах про­сти­лись с ис­по­вед­ни­ком. До­ро­гой епи­ско­па обо­жгло солн­цем, и он ед­ва до­е­хал до ме­ста ссыл­ки. По при­ез­де он сра­зу по­пал в боль­ни­цу; од­на­ко со­сто­я­ние его здо­ро­вья ока­за­лось на­столь­ко тя­же­лым, что, несмот­ря на все уси­лия вра­ча и се­стер, вла­ды­ка через неде­лю скон­чал­ся.

☦️

По­сле окон­ча­ния след­ствия ар­хи­ереи бы­ли от­прав­ле­ны в То­боль­скую тюрь­му. 14 де­каб­ря 1931 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло епи­ско­па Ам­вро­сия и ар­хи­епи­ско­па Про­ко­пия к ссыл­ке в Ка­зах­стан на три го­да.
Епи­скоп Ам­вро­сий был от­прав­лен в ссыл­ку в го­род Тур­ке­стан, ку­да при­был в на­ча­ле сен­тяб­ря 1932 го­да. Здесь в это вре­мя жи­ло мно­го ссыль­ных мо­на­хинь из Рос­сии, и в част­но­сти из Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли. Епи­ско­па Ам­вро­сия при­ня­ла од­на из по­слуш­ниц оби­те­ли, Ев­фро­си­ния Жу­ри­ло. В ОГПУ вла­ды­ке ска­за­ли, что он дол­жен бу­дет от­пра­вить­ся за сто два­дцать ки­ло­мет­ров, через пу­сты­ню, в неболь­шое се­ло Сузак, где опре­де­ле­но ме­сто жи­тель­ства. Путь ту­да про­хо­дил по уз­кой и опас­ной до­ро­ге, на иных участ­ках вдоль уще­лья, и бы­ва­ли слу­чаи, ко­гда вер­блю­ды сры­ва­лись с тро­пин­ки и па­да­ли в про­пасть. По­слуш­ни­ца Ев­фро­си­ния по­шла к на­чаль­ни­ку ОГПУ, чтобы упро­сить его не по­сы­лать ар­хи­ерея в столь да­ле­кое и опас­ное пу­те­ше­ствие, оста­вить его в го­ро­де, но тот от­ка­зал.
Ве­че­ром вла­ды­ка бе­се­до­вал с мо­на­хи­ня­ми и по­слуш­ни­ца­ми Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли. Утром они ста­ли со­би­рать ве­щи и го­то­вить епи­ско­па к отъ­ез­ду: со­бра­ли все необ­хо­ди­мое, до­ста­ли те­ле­гу, уло­жи­ли в нее ве­щи и да­ли пись­ма к зна­ко­мо­му ссыль­но­му док­то­ру из Санкт-Пе­тер­бур­га и к ссыль­ным мо­на­хи­ням. Вла­ды­ку уса­ди­ли в те­ле­гу и со сле­за­ми на гла­зах про­сти­лись с ис­по­вед­ни­ком. До­ро­гой епи­ско­па обо­жгло солн­цем, и он ед­ва до­е­хал до ме­ста ссыл­ки. По при­ез­де он сра­зу по­пал в боль­ни­цу; од­на­ко со­сто­я­ние его здо­ро­вья ока­за­лось на­столь­ко тя­же­лым, что, несмот­ря на все уси­лия вра­ча и се­стер, вла­ды­ка через неде­лю скон­чал­ся.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Петр Ле­бе­дев ро­дил­ся в се­мье учи­те­ля Га­лич­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща. Во иерея он был ру­ко­по­ло­жен в 1911 го­ду и стал слу­жить в церк­ви Илии про­ро­ка в се­ле Род­ни­ки в Ива­нов­ской об­ла­сти. Отец Петр от­ли­чал­ся бес­ко­ры­сти­ем, ас­ке­тиз­мом и че­ло­веч­но­стью. Он го­во­рил при­хо­жа­нам: «Лю­ди мо­е­го са­на не долж­ны от­ли­чать­ся бо­гат­ством от обыч­ных ра­бов Бо­жи­их». Отец Петр жил с се­мьей в цер­ков­ной сто­рож­ке и не брал с при­хо­жан де­нег за тре­бы. В бла­го­дар­ность при­хо­жане бес­плат­но вы­стро­и­ли ему дом. По­сле 1917 го­да отец Петр вы­сту­пил как про­тив­ник бо­го­бор­че­ской вла­сти. В 1921 го­ду он был на­граж­ден са­ном про­то­и­е­рея. Тру­да­ми от­ца Пет­ра бы­ла со­зда­на при­ход­ская биб­лио­те­ка, он со­би­рал де­тей для за­ня­тий по За­ко­ну Бо­жию, на его про­по­ве­ди со­би­ра­лись жи­те­ли да­же из окрест­ных де­ре­вень. Отец Петр не бо­ял­ся за­пу­ги­ва­ния без­бож­ни­ков, при­зы­вал ду­хо­вен­ство по­сто­ять за пра­во­слав­ные хра­мы, от­важ­но участ­во­вал в дис­кус­си­ях с без­бож­ни­ка­ми. Бла­го­да­ря ему при­хо­жане не при­ня­ли об­нов­лен­че­ство и про­дол­жа­ли укра­шать свой храм. В 1932 го­ду про­то­и­е­рея Пет­ра Ле­бе­де­ва аре­сто­ва­ли, а его же­ну и пя­те­рых де­тей вы­гна­ли из до­ма. В 1935 го­ду свя­щен­ник был осво­бож­ден и вер­нул­ся к слу­же­нию в се­ло Род­ни­ки. Ко­гда мест­ные вла­сти ре­ши­ли за­крыть храм, отец Петр не по­бо­ял­ся ор­га­ни­зо­вать сбор под­пи­сей в его за­щи­ту. Око­ло ста под­пи­сей со­брал ди­рек­тор мест­ной шко­лы, за что его уво­ли­ли с ра­бо­ты и аре­сто­ва­ли. Отец Петр был аре­сто­ван в ок­тяб­ре 1937 го­да и от­прав­лен в тюрь­му го­ро­да Ива­но­во. Там он был рас­стре­лян вме­сте со вто­рым свя­щен­ни­ком Ильин­ской церк­ви от­цом Ни­ко­ла­ем Ро­зо­но­вым.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник игу­мен Мак­си­ми­ли­ан (Мар­чен­ко) был вы­ход­цем из ка­за­ков, его отец был свя­щен­ни­ком. Бу­ду­щий пре­по­доб­но­му­че­ник при­нял по­стриг в Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лав­ре. В 1914 го­ду иеро­мо­нах Мак­си­ми­ли­ан был ко­ман­ди­ро­ван в дей­ству­ю­щую ар­мию. По от­зы­вам про­то­пре­сви­те­ра Ге­ор­гия Ша­вель­ско­го, отец Мак­си­ми­ли­ан был про­стой, неуче­ный, но доб­рый, сер­деч­ный, услуж­ли­вый и при том со все­ми лас­ко­вый и сло­во­охот­ли­вый, он ско­ро стал об­щим лю­бим­цем: и боль­ных и вра­чеб­но­го пер­со­на­ла во­ен­но­го ла­за­ре­та, где нес свое слу­же­ние. В 1915 го­ду он вер­нул­ся в Лав­ру, ко­то­рую по­сле ре­во­лю­ции пре­вра­ти­ли в му­зей. Иеро­мо­нах Мак­си­ми­ли­ан стал ра­бо­тать в нем сто­ро­жем. Од­новре­мен­но он был на­зна­чен на долж­ность устав­щи­ка Тро­иц­ко­го со­бо­ра, а позд­нее был воз­ве­ден в сан игу­ме­на. Аре­сто­ва­ли от­ца Мак­си­ми­ли­а­на в 1928 го­ду как «быв­ше­го мо­на­ха, не со­чув­ству­ю­ще­го со­ци­а­ли­сти­че­ско­му стро­и­тель­ству». В на­ча­ле за­клю­че­ния он на­хо­дил­ся в Бу­тыр­ской тюрь­ме, а от­ту­да был от­прав­лен в Со­ло­вец­кий ла­герь осо­бо­го на­зна­че­ния. По­сле от­бы­тия 3-х лет­не­го сро­ка игу­мен Мак­си­ми­ли­ан стал слу­жить в Ку­ку­ев­ской церк­ви го­ро­да За­гор­ска. Здесь он был аре­сто­ван в 1935 го­ду. Аре­сто­ва­но бы­ло сра­зу несколь­ко свя­щен­но­слу­жи­те­лей по об­ви­не­нию в со­зда­нии «контр­ре­во­лю­ци­он­ной мо­нар­хи­че­ской груп­пи­ров­ки ду­хо­вен­ства и цер­ков­ни­ков». В предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии го­во­ри­лось, что отец Мак­си­ми­ли­ан «во вре­мя им­пе­ри­а­ли­сти­че­ской вой­ны слу­жил по­пом в став­ке быв­ше­го ца­ря Ни­ко­лая II-го», аре­сто­ван­ных об­ви­ни­ли в том, что они «…рас­про­стра­ня­ли лож­ные слу­хи о яко­бы про­во­ди­мом го­не­нии на ве­ру­ю­щих в СССР, при­зы­ва­ли ве­ру­ю­щих объ­еди­нить­ся и встать на за­щи­ту пра­во­слав­ной церк­ви…». От­ца Мак­си­ми­ли­а­на при­го­во­ри­ли к 3 го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан. В ссыл­ке он был аре­сто­ван в 1937 го­ду и при­го­во­рен к 10 го­дам ла­ге­рей. По­чти сра­зу по при­бы­тии в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь в по­сел­ке Че­молган в Ал­ма-Атин­ской об­ла­сти пре­по­доб­но­му­че­ник Мак­си­ми­ли­ан (Мар­чен­ко) скон­чал­ся.

Жития
Писание